ИЗБРАННЫЙ ИДЕАЛ«Все Великие Учителя заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире побуждений и мысли». (Е.И.Рерих. 21.07.1934)
"И все же мы знаем, что возможно воспитать огромное число человеческих существ в идеале удивительного соединения широты и силы любви, и способ для этого - Ишта Ништха, или преданность "избранному идеалу"." (Вивекананда. Бхакти-йога).
Главный метод духовной работы, способный приблизить несовершенную душу земного человека к просветленному сознанию Учителя, есть «концентрация на избранном Высшем Идеале в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него». Положительный результат будет достигнут только в том случае, если «такая концентрация продолжается безостановочно» , и если, «что бы ни делал такой ученик, мысль его неотступно держится около Идеала». Полезны испытательные сроки, которые, согласно восточной традиции, имеют продолжительность три года или семь лет, при этом испытание назначает не кто-то, а ученик сам себе, наблюдая за изменениями собственного духовного роста.
Письма Елены Ивановны полны предупреждений о вреде половинчатых устремлений:
«Учитель ждет лишь того, кто идет твердо, неуклонно в своем всепоглощающем устремлении к единой цели, чтобы протянуть ему руку, когда он пройдет последнее препятствие, отделяющее его от Учителя. Много толпящихся и идущих по пути, но конечно Учителя не ждут их, ибо вершина высока и узка, и многие устрашатся крутого подъема и уклонятся, не дойдя и половины пути. Лишь перейдя известную черту, ученик может надеяться обратить на себя внимание Учителя» (21.07.34.).
«Известная черта» состоит, по мысли Елены Ивановны, именно во внутреннем преображении себя. Никакие внешние меры, притворство, ухищрения, высокие слова, также как и благочестивая религиозность, не затрагивающая основ души, не помогут приблизиться к огненному рубежу: "Часто внешний человек много лучше внутреннего, но Великие Учителя принимают во внимание именно внутреннего человека." (02.09.37.).
(
http://teros.org.ru/index.php?pageid=Beloe-Bratstvo-Shambala)
"С благосклонною заботливостью Веданта указывает жаждущим множество путей, высеченных в прежнее и в настоящее время в твердой скале действительности человеческой жизни Славными Сынами, или человеческими проявлениями Бога, и с распростертыми объятиями приглашают всех - даже еще не родившихся - в Обитель Истины и тот Океан Блаженства, в который человеческая душа, освобожденная от сети Майи, может перенестись совершенно свободною и вечно блаженною.
Нежное растение духовности умрет, если его слишком рано подвергать постоянным переменам идей и идеалов. Многие люди во имя того, что может быть названо религиозным либерализмом, удовлетворяют свое любопытство постоянною сменою различных идеалов. У них слушание новых вещей вырастает в род болезни, род религиозного пьянства, им нужно слышать новые вещи только для того, чтобы испытать временное нервное возбуждение, а когда такое возбуждающее влияние произвело на них свое действие, они уже готовы для другого увлечения. Религия для таких людей своего рода умственное курение опиума. На этом она и кончается.
Но есть другой сорт людей, говорит Бхагаван Рамакришна, которые похожи на жемчужницу сказки. Жемчужница живет на дне моря и поднимается на поверхность, чтобы схватить дождевую воду, когда восходит звезда Свати. Она плавает на поверхности моря, широко раскрыв свою раковину, пока ей не удается схватить каплю дождя, а затем погружается вниз до своего морского ложа и там остается, пока не выработает из той капли великолепную жемчужницу. Это самое поэтичное и сильное изложение теории Ишта Ништха, какое когда-либо было сделано.
Эта Эка-Ништха, или поклонение одному идеалу, безусловно необходима для начинающего упражняться в религиозном благочестии. Он должен говорить вместе с Хануманом в "Рамаяне": "Хотя я знаю, что Бог Шри и Бог Янаки оба - проявления одного и того же Верховного Существа и, следовательно, одно и то же, а все-таки лотосоокий Рама для меня выше всех". Или он должен говорить, как было сказано в другом месте мудрецом Тулансидасом: "Бери приятное от всех, aeqedsi со всеми, называй имена всех и говори каждому: да, да; но держись твердо своего идеала".
И тогда, если ты искренно жаждешь религиозного просвещения, из твоего маленького семени вырастет гигантское дерево, подобно индийскому баньяну, и будет посылать во все страны ветви за ветвями и корни за корнями, пока не покроет всего поля религии. Таким образом, истинно набожный увидит, что тот, Кто был его собственным идеалом в жизни, почитается во всех идеалах всех сект, под всякими именами и всевозможными формами." (Вивекананда. Бхакти -йога. Избранный идеал).
____________
Н.К.Рерих. "Fiat Rex" "Да здравствует Король". 1931.