Часто говорю о доверии не потому, что сомневаюсь в нем, но потому, что очевидность препятствует видеть внутренние течения.
Каждый может припомнить, как он смешивал случайность с основами, составляя совершенно произвольные представления. То же можно сказать о стихии огня.
Кто-то недомыслящий полагает: «Деды жили без всякого огня и сошли на кладбище, как почтенные граждане. Какое мне дело до огня! Пусть о нем думает мой повар!»
Но мыслящий думает: «Откуда необъяснимые эпидемии, иссушающие легкие, гортань и сердце? Поверх всех причин есть еще нечто, не предусмотренное врачами. Не условия жизни, но нечто извне косит толпы».
Этим путем внимательных наблюдений можно прийти к заключению без предрассудков.
Люди так привыкли обосновывать жизнь на вещах земного назначения, что даже основы сущего невместимы, пока человек остается в обычных для него обстоятельствах. Значит, обстоятельства жизни должны быть складываемы необычно. Нет правила для этой необычности. Жизнь духа указывает обстоятельства жизни. В том несчастье семей, что жизнь духа не входит в их обиход.
Утратив мост к Миру Высшему, люди не только себе вредят, но и всему окружающему. И собаки их полны вредных привычек, и животные, и птицы, и растения их не пригодны для эволюции.
Нужно заметить человеку: «Посмотри, что творишь вокруг себя!» Мертвое или живое начало лежит на обстановке всей жизни.
Однажды французский вельможа сказал графу Сен-Жермену: «Не приложу ума понять всю чепуху, которая около Вас происходит».
Сен-Жермен ответил: «Не трудно понять мою чепуху, если ей уделите столько же внимания, как и своей; если прочтете мои представления с тем же вниманием, как и список придворных танцоров. Но беда в том, что порядок менуэта будет для вас значительнее, нежели целость Земли».
В этих словах заключается и беда нашего времени. Мы имеем несчетное время для всяких занятий, но не находим часа для наиболее важного.
Не случайно говорю о сознании служения; именно это сознание уничтожает обычность атмосферы и дает согласие для выполнения задачи.
Можно лечить нервы дисциплиною, но сознание служения есть лучшая дисциплина.
Огонь нуждается в приемах осмотрительности; это качество нужно развивать, и служение есть мера зоркости.