Сантана
Лишь для совершенствования духа мы здесь. Так не будем пресекать живоносную энергию. Понятие Сантаны есть обширное утверждение потока энергии (Учение Живой Этики - Сердце, 400).
Сантана – поток жизни – много преображает и предопределяет, но все же остается место для свободной воли. Лучи Светил определяют многое, но крепкая связь с Высшим Миром и в этом обстоятельстве будет иметь большее значение. Можно понять, что Учение о Руководителях во всех верованиях имеет великое значение.
Люди должны понять, что им дается возможность пройти сечу и все теснины с помощью Высших Руководителей, но нужно не отринуть Руку Помощи. Нужно полюбить Руководителя всем сердцем. Не земными мерами способствует Руководитель. Потому нужно чутко осознать такую нить огненную. По всей жизни можно видеть чудесную защиту, если открыть глаза. Так сама Сантана не сильнее явления Высших Миров (Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 3, 569).
Сантана на санскрите означает «поток». В буддизме принято сравнивать цепь жизней наших с непрерывным течением потока. Потому в Учении и говорится: «пройти Сантану по сердцу», или пройти все жизни в неустанном сердечном устремлении (Рерих Е.И. - Письма в 9-ти томах, т.2, п.104).

«Жизнь символизируется рекою или стремительным потоком... — говорится в Учении Живой Этики. — Движение предуказано жизнью. Движение всего и во всём — основа сущего» (Аум. 494).
Так, горная река на картине Рериха есть образ самого бытия, — утверждает Павел Фёдорович Беликов. «Каждая капля — человеческая жизнь», но лишь тот, кто постигнет принцип бесконечного стремления к совершенствованию, «будет вносить свою лепту в беспредельность бытия», — пишет он.
Наталия Дмитриевна Спирина, прекрасно знавшая новосибирское собрание картин Н.К.Рериха, так поясняет содержание «Сантаны»: «Старец сидит на берегу Реки Жизни. Он уже выше, он поднялся над потоком вечно текущей и вечно меняющейся жизни. Он сидит и созерцает её с недосягаемой высоты. Его этот поток снести вниз не может. Это символ мудрости, уже поднявшейся над потоком жизни». «Он уже на берегу. Он переплыл этот океан рождений и смертей и находится на другом уровне». И действительно, от фигуры старца веет такой нерушимостью и спокойствием, что мы понимаем: его сознание достигло самых высоких, огненных сфер. Тёплая цветовая гамма, в которой художник рисует образ подвижника и окружающее его пространство, каменные складки над его пещерой, напоминающие взметнувшееся ввысь пламя, — всё это словно говорит о том, что стихия огня близка его духу.
Записи Бориса Николаевича Абрамова помогают ещё глубже понять духовную суть картины Н.К.Рериха. «При яром осознании явления Пути меняется отношение к жизни и всему, что случается в ней. Отмечая дорожные впечатления, не останавливаемся на них слишком и не привязываем сознание ни к одному, ибо знаем, что назавтра заменятся другими. Поток жизни и подробности её, текущей перед Смотрящим на него, не могут остановиться. Вечная смена и замена одного впечатления другим сопровождает это наблюдение. И когда Смотрящий уже более не отождествляет себя с потоком, отделяя его от себя, возможным становится утверждение внутри того равновесия, перед силой которого не может ничто устоять. (...) То, что пройдёт и постоянно проходит, не может уже более овладевать так сознанием, как это было обычно. В этом — свобода от власти внешних условий над духом. (...) Непрочно и неустойчиво всё, только Лестница Иерархии непоколебима и может опорой служить в этом мире, где течёт, меняется окружение человека» (Грани Агни Йоги. Т. 4. 382).
Вокруг несётся жизнь стремительным потоком,
Бурлит и пенится шумливою рекой,
А ты возносишься над ней единым вздохом
В безмолвный голубой космический покой
В Пространстве обретая мир такой,
Что ни судьба, ни горе, ни могила
Жемчужины Небес
лишить тебя не в силах.
(Н.Д.Спирина. Капли)