ИЗ ПИСЕМ Е.И.РЕРИХ"Вам будет интересно узнать, что
Бхагаван Шри Кришна, творец «Бхагавад Гиты», есть воплощение Майтрейи, так же как и Рама....Все величайшие воплощения объединяются в Едином Облике! Вот почему в Светлой Иерархии Облик этот именуется Учителем Учителей. Ведь Кришна жил почти за 7 тысяч лет до нашего времени". (Е.Рерих. Письма в 9-ти томах, т.2, п.53)
"
Меня так трогает, что Владыка Майтрейя в Книге Жизней Своих имеет такие воплощения, как Кришна и Рама. Именно Образ Кришны так напитал и сложил сознание страны! Конечно, Его позднейший аспект в виде пастуха мне чужд, но, как Водитель на поле битвы, Он трогает все струны сердца.
Какой другой Образ может принять Водительство на смене Цикла, самого тяжкого из всех бывших, на смене расы?!" ( Е.Рерих. Письма в 9-ти томах, т.2, п.57)
Елена Ивановна считала "Бхагават Гиту" лучшей жемчужиной восточных писаний, и всегда приводила в своих письмах изречения из этого святого писания. Одно из них, -"Человечество приходит ко Мне разными путями, но какими бы путём человек не приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне".( Письмо от 2.06.34г.)
Текст наставления Кришны Арджуне перед боем из фильма "Махабхарата".
"Тот, кто жертвует, готов добровольно отдать то, что получат другие. Жертва, на которую ты согласился, пойдёт на благо всему миру. Творением и разрушением управляет только Всевышний Господь, а ты, Партха, всего лишь - орудие. Тот, кто из-за ложного эго считает себя совершающим действие, не сможет в своей жизни достичь ничего значительного. Без разрушения невозможным будет обновление, Партха. Истребление злодеев очистит мир и приблизит смену эпох. Люди рождаются и живут для того, чтобы в обществе было благополучие. В этой битве произойдут большие разрушения, но благодаря этим разрушениям в обществе возникнут новые традиции. Устаревшие традиции таят в себе много яда. Тысячи лет назад через ВЕДЫ люди получили новые знания о Дхарме, но сейчас оно превратилось в пустые слова. Основа общества было устроено на качествах людей, а сейчас устройство в обществе определяется по наследству, и это стало причиной эксплуатации. Такую систему надо разрушить и создать новую. Извечная Дхарма обретёт новую форму. Цель предстоящей битвы в том, чтобы очистить общество и весь мир. Поэтому, оставь все свои привязанности, Партха, подумай о благополучии всего мира. Подними своё оружие и начни сражаться!
- Мой ум занят о благе близких, как я могу думать обо всём мире, Мадева? Какое знание поможет мне преодолеть мою слабость?
-Благодаря человеческим телам, мы воспринимаем друг друга, как личности. Наши взаимоотношения основаны на этих телах, Мадева.
-Нет, Партха! Если бы это было так, тогда почему после смерти все тела разрушаются? На самом деле индивидуальность личности определяется не телом, и отношения людей связаны не с телами. Желания человека, его характер, поступки определяют личность. Но что формирует желание, характер, поступки? Жизнь человека определяется взаимодействием видимых и невидимых факторов. Характер людей и их поведение очень сильно отличаются. Причина этому во влиянии трёх гунн природы: тамас, раджас, саттва.
Тамас – это тьма невежества, когда человек живёт не отличая, что для него благо и вред. Он живёт, как птицы и животные, лишь удовлетворяя потребности своего тела. Саттва означает – свет знания. Когда человек в любой ситуации следует Дхарме, истине и обычаям. Если разум определяет его действия, он живёт под влиянием саттвы. Между этими двумя находится такой человек, кто, с одной стороны, обладает знанием, но он также привязан к потребностям и желаниям своего тела и ума. Когда на человека влияет Раджас, у него всегда есть амбиции и эгоизм. Тамас, Раждас и Саттва, влияя на человека в разных соотношениях, определяют характер и поведение человека.
-
Мадева, если характер человека определяют эти три гунны, то и поступки человека предопределены? Лев должен убить антилопу, а она должна бояться его. В чём смысл справедливости? Зачем наказывать нарушителей? Какой в этом смысл?
- Человек не просто сочетание пяти элементов, пяти стихий (земли, воды, огня, воздуха, эфира), пяти органов чувств и трёх гунн. Человек состоит не только из этого. Чтобы человек мог совершать действие, ему необходимо сознание. Этот вид энергии называется Четана. Сознание живого существа вместе с элементами материальной природы определяет его свойства. Живое существо, обитающее в теле из материальных элементов, это личность, она по природе подобна Богу. Живое существо – это и есть Душа. Когда свойства материального тела соответствуют индивидуальной душе, тогда частичка Бога – Душа входит в материальное тело, и тогда рождается человек.
-
Что такое Душа, Мадева? И какова её природа?- Как человек использует эту колесницу, так и Душа использует своё материальное тело. Душа воспринимает наслаждение и страдание этого тела. Но Душа – это не тело, Партха. Тело может быть уничтожено, но уничтожить Душу никак не возможно. Душе нельзя причинить вред никаким оружием, душу нельзя сжечь огнём, её не возможно намочить дождём или иссушить ветром. Потому что Душа, обитающая в теле, бессмертна. Можно убить бренное материальное тело, но Душу убить невозможно. Жизнь Души не имеет ни начала, ни конца - она вечная. Как человек меняет старые одежды на новые, так и Душа входит в новые тела, оставляя старые и бесполезные.
-
Мадева, как мне понять, что Я – Душа?- Предназначение человека осознать себя духовной душой, Партха. Тело – это не сам человек. Потеряв все силы и сознание, человек продолжает жить. Это доказывает, что не тело не сознание человека – это не сам человек. Тот, кто исследует себя, в конце концов понимает – я не органы чувств, я не это тело, я не разум и не мысли, я не знание и не мой опыт. Тот, кто понимает это, в конце концов осознает себя вечной душой.
-
Какова цель Души, Мадева?- Когда из вечного тела Бога вышли и проявились все миры и формы, вечные Души – частицы энергии Бога вошли в эти формы, оживив собой всё творение. Эти души погрузились в невежество и материальные желания. Пробуждение ото сна материальной жизни и сознание своих вечных отношений с Богом, таково предназначение Души и её главная цель.
-
Мадева, если все Души – это энергия Бога, то их жизнь целиком зависит от Бога?- Души под влиянием иллюзий материального мира уже не помнят, что они частицы энергии Бога, поэтому вечные души ложно отождествляют себя с временным телом, они не осознают, что не являются этим телом. Всё, что испытывает тело, души воспринимают за свой личный опыт и не хотят подняться над этим ограничением. Если души не стремятся к саморазвитию и постоянно нарушают Дхарму, они должны быть наказаны ради их духовного пробуждения. Пока души не осознают себя вечными душами, пока они не перестанут грешить и не примут путь Дхармы, им придётся вновь и вновь рождаться, и умирать. Тот, кто родился, непременно умрёт, а после смерти он снова появится на свет. Это великое знание называется – Санкхя Йога.
-
Что такое Дхарма и Адхарма, Мадева?- Тот путь, следуя которому, человек осознаёт свою вечную природу и свои вечные отношения с Богом, этот путь называется Дхарма. Когда человек осознаёт себя вечной душою, его озаряет, что всё мироздание сотворено Богом и всё находится в абсолютной власти Бога, он видит повсюду проявления воли Бога. Тот, кто осознал эту истину, не допустит жестокость по отношению к другим людям или к животным. Когда человек испытывает боль, то всё мироздание испытывает эту боль. До тех пор, пока в этом мире страдает хоть один человек, никто из людей не сможет насладиться счастьем в полной мере. Когда, узнав об этом, человек наполняется состраданием, в его сознание входит Дхарма. А тот, кто находится под влиянием Тамаса, становится грубым, жестоким и высокомерным по отношению к другим. Ради собственного удовольствия, он приносит другим страдание. Он не может развиваться, чтобы стать ближе к Богу. Это значит, что Адхарма – это путь, ведущий к забвению Бога.
-
Получается, что Адхарма – это плод невежества? Значит, следует быть милосердным к тем, кто в невежестве? В чём же польза от наказания?- Когда невежда отвергает ценность знания об истине и даже не хочет слушать это знание, тогда наказание – это сострадание как по отношению к нему, так и ко всем другим. Для развития мироздания постоянное движение к Богу – это необходимость. Но, иногда возникают такие ситуации, когда невежество, вожделение и греховность растут, а следование Дхарме в этом мире исчезает, тогда мир, лишённый справедливости, сострадания и знание истины, разрушается. Для того, чтобы будущие поколения стали на путь Дхармы, наш долг сегодня уничтожить Адхарму и полностью восстановить Дхарму. Сейчас именно такая ситуация, Партха. И обязанность по восстановлению Дхармы лежит на тебе. Поэтому, преодолей свою слабость и приготовься к битве.
-
Значит, я должен убить их всех, Мадева? Но, если я лишу их жизни, не разрушит-ли это сострадание во мне? Но, ведь сострадание – это основа Дхармы. Не потеряет-ли моя душа чувство справедливости?- На пути Дхармы могут быть препятствия, но живое существо не может бездействовать, Партха. Одни и те же поступки дают разные результаты. Важно осознавать мотив. У одних поступков есть последствия, у других нет. Когда человек стремится получить что-то для себя, стремится получить удовольствие, богатство и славу, он привязан к результату своего действия. Когда поступок совершается с корыстью - это называется Сакама Карма Йога. Когда же поступок совершается бескорыстно - это называется Нишкама Карма Йога. Корысть – это основная причина того, что человек рождается вновь и вновь. На самом деле никакое действие человека не связывает, его связывает стремление получить награду за свои действия. Если в этой битве тебе не нужна слава победителя, и у тебя нет страха перед поражением, будешь ли ты сильно печалиться или радоваться в конце битвы, Партха? Значит, твоё счастье, горе, отчаяние, разочарование и твоя гордость не связаны с самой битвой, их порождают лишь твои ожидания, связанные с исходом битвы. Поэтому, не думай о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении в этой битве, исполняй свой долг, как служение Богу. Это называется Карма Йогой.
-
Мадева, если действия могут быть греховными, разве не лучше отречься от мира и любой деятельности?-Такое мышление – это глубинная причина предстоящей битвы, Партха. Когда тот, кто живёт в Саттва гунне и хорошо знает свою Дхарму и отказывается действовать, тогда те, кто не следует Дхарме, управляют этим миром. Если бы Бишма не дал клятву отречения, на земле не было бы такого беззакония. Если бы твой отец не принял бы отречения, твой брат Юдиштира был бы императором. Он обучал бы мир справедливости и праведной жизни. Только благочестивые люди могут принести пользу миру, но именно они и стремятся жить в отречении, поэтому грешники управляют миром. По этой причине в мире растут греховность и беззаконие. Но карма йога призвана защитить людей от этого мрака и деградации. Карма йог отрекается от вожделения, корысти, но не от самих действий. В этом мире он живёт следуя принципам отречения. Он совершает любые действия, но эти действия не влияют на него. Карма йог ничего не ждёт от своих детей, близких и подданных. Он полностью удовлетворён в своём отречении, при этом он приносит благо обществу и своей семье.
-
Если человек трудится ради своих детей, разве он не в вправе ожидать от них благодарность, Мадева?- Когда человек заботится о своих детях, это сделка или любовь? Должен ли он ожидать плату за свою любовь, Партха? Рассчитывать на вознаграждение за свой труд – это торговля, а не любовь. Когда родители прививают своим детям высокие идеалы и ценности, дарят им свою любовь и чувство справедливости, их дети обязательно ответят им любовью и сердечной заботой. Поведение детей – это реакция на наши поступки. Если результаты действий зависят не только от людей, то стоит ли людям настраиваться на определённый результат? В жизни людей нет таких действий, на которые стоит возлагать слишком большие надежды и ожидания. Действуя в служении к Богу, не стремясь к плодам своего труда, карма йог придёт к Всевышнему. Живя в этом мире, карма йог ни от кого не зависит. В этом основной принцип карма йоги, Партха. Стань карма йогом и сражайся, служа Богу. Поднимись над тремя гуннами. Освободись от их влияния, Партха, освободись от всех сомнений, всегда пребывай в благости, посвящай Богу все свои действия, исполняй все свои обязанности, избавься от стремления приобретать и от желания сохранить что-либо в этом мире, и осознай свой долг. Ты в праве выполнять предписанные тебе обязанности, но не считай, что результаты зависят от тебя. Никогда не стремись к плодам своих действий, но и не пренебрегай плодами своего долга.
-
Какие качества у карма йога, Мадева?- Тот, кто усилием воли воздерживается от мирских удовольствий, на самом деле по-прежнему сохраняет вкус и привязанность к ним. Его отречение только внешнее. Но, познав возвышенный вкус, и, утратив интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, карма йог утверждается в духовном. Но чувства, они очень сильны. Чувства могут увлечь ум даже мудреца, даже если он обладает истинным знанием и старается обуздать свои чувства. Карма йог очищает свой ум от всех корыстных желаний, он воспринимает свою жизнь, как долг и исполняет его, никогда не стремясь к личной выгоде. Тот, чей ум и чувства сосредоточены на Боге, тот всегда удовлетворён. Тот, кто никогда не приходит в уныние из-за поражения, тот, кто не считает себя выше других, достигнув успеха, такой человек является карма йогом. И такая личность вновь и вновь добивается успехов в жизни. Постоянно созерцая в уме объекты чувств, человек развивает к ним привязанность, из неё рождаются желания. Не удовлетворённые желания порождают гнев, а гнев порождает заблуждение. Заблуждение затмевает память, человек не помнит наставления писаний. Потеря знания разрушает разум, а когда разума нет, человек теряет всё остальное. И общество становится его врагом. И в конце концов такого человека ждёт полное падение.
Партха, предайся воле Всевышнего, осознай себя Душой, освободись от оков рабства, отбрось все переживания, просто, исполняй свой долг.
-
Как преданность Всевышнему поможет мне совершать Карма йогу?- Знание Санкхя йоги помогает человеку всегда думать о Всевышнем. Постоянное размышления о Всевышнем пробуждает в человеке чувство любви к Богу, такую любовь называю Бахкти. Бахкти даёт человеку понимание, что есть истина, а что нет. Благодаря Бахкти, человек может увидеть Всевышнего. А тот, кто может видеть Всевышнего, станет лучшим из всех Карма йогов. Он получит освобождение и больше не родится в этом мире. Такова высшая и конечная цель всех, кто следует пути Дхармы.
-
Но как мне увидеть Всевышнего, и как предаться ему, Мадева?- Увидеть Сверх душу может тот, кто избавился от жадности, гордости, гнева, предубеждений и предрассудков. Сверх душа пронизывает собой всё, она повсюду. Сверх душе подчинены все существа. Тот, кто осознал себя душой, сможет увидеть Сверх душу. Душа и Сверх душа имеют одинаковую духовную природу.
-
Значит, Мадева, Сверх душа внутри Вас?- Да, Партха! Я и есть Сверх душа! В твоём сердце тоже есть Сверх душа. Только ты до сих пор не знал об этом. Но сейчас ты знаешь.
-
Мадева, если я предамся Вам, это равнозначно предание себя Богу!- Конечно! Предаться мне, значит, предаться Всевышнему! Оставь все Дхармы и просто предайся мне, Партха! Я источник всех миров. Я начало, середина и конец всего. Я солнце, и я луна. Я есть во всех созвездиях и планетах…
-
Как это возможно, Мадева? Люди видели, как Вы появились на свет. Ваша мама ещё жива, вы родились благодаря ей. А почему вы самый древний и при этом молодой?- Ты видишь только эту форму, но Я ничем не ограничен. Много раз я приходил в этот мир, Партха. Я источник множества Аватар. Все они приходили в этот мир и покидали его. Я приходил сюда в прошлом и приду в будущем. Всякий раз, когда перестают следовать Дхарме, и воцаряется беззаконие, чтобы спасти святых праведников, уничтожить злодеев и грешников, и восстановить истинную Дхарму, Я нисхожу в этот мир. Так происходило каждую эпоху, и это повторится в будущем.
Предаться мне – это в первую очередь стать смиренным, принимать всё, что благоприятно для преданного служению Богу, и решительно отвергать всё, что не благоприятно. Посвятить свою жизнь служению МНЕ. Предаться мне, значит, верить в мою защиту, и принять меня своим господином. Преданность, значит посвятить себя, свою жизнь, разум, знание, мечты, все желания своего сердца и всё, что у тебя есть тому, кого ты любишь. Преданность, вызванная любовью –это и есть Бахкти.
-
Жена преданно любит своего мужа, генерал предан своей армии, ученик преданно любит своего Гуру, всё это разные формы преданности, все они приведут к Богу?- Нет, Партха! Когда человек предаётся кому-то, это изменяет всю его жизнь. В его уме не останется места для сомнений или вопросов. Преданность и служение злодею сделает человека таким же злонравным. Карна заслужил наказание за свою преданность тому, кто творил беззаконие. Поэтому, важно посвятить себя служению добру и истине. Это делает человека праведником. Преданность мужу, преданность хозяину, преданность другу – всё это разные формы преданности, Партха. Но высшая форма преданности – это Бахкти, любовь к Богу.
-
Но как Бахкти йога связана с Санкхя и Карма йогой?- Благодаря Санкхя йоги человек узнаёт, что он – вечная душа. Карма йога даёт ему свободу от материальных обязанностей, а благодаря Бахкти человек обретает и развивает личные отношения с Богом. Благодаря любви к Богу, человек освобождается из круговорота рождений и смертей и достигает вечной жизни, знания и блаженства.
-
Но если моё тело умрёт, какая в нём ценность, Мадева?- Конечно, оно ценно, Партха. С помощью человеческого тела душа познаёт творение и творца. Между смертью и рождением в новом теле сознание живого существа дремлет. Свой личный опыт, переживания, знания и привычки, которые приобрела душа, она приносит в новую жизнь. Сознание души продолжает развиваться только, когда душа живёт в теле.
-
Но, Мадева, если мы убьём всех этих людей, тогда никто из них не достигнет освобождения.- Твои враги нарушали законы Дхармы, Партха. Они привыкли жить во грехе. Такое сознание препятствует освобождению. Грешникам дают возможность исправится, но эти возможности не безграничны. Если позволять грешить без ограничений, человек будет деградировать всё больше и больше. Милость в том, чтобы не позволить грешнику совершать преступление. Все души вечные, никто не погибнет. Все они лишь оставят тела, осквернённые грехами, и получат новые тела. В новых телах у них будет больше шансов на духовное развитие. Жизнь в человеческом теле – это большая редкость и огромная ценность. Принципы праведной жизни очищают человека и развивают его сознание. Он накапливает благочестие и встаёт на путь самосознания. Мудрецы сравнивают тело с частью земли и называю его полем, а того, кто живёт на этом поле, называют знающим поле. Изучая строение своего тела и его возможности, человек развивается. Душа обитает в теле и противостоит влиянию трёх гунн. Она преодолевает невежество и стремится жить в благости. Когда к ней приходит чистая любовь к Богу, душа выходит из- под влияния трёх гунн.
-
Кто является преданным? Разве преданность это не Бахкти?- Нет, Партха. Преданность – это врата в царство Бхакти. Любовь – это не то, что ты делаешь. Любовь – это чувство, состояние. Человеку важно очиститься молитвами, аскезами; практика йоги и самопознания, при этом, развивает преданность к Всевышнему. Где бы ни жил преданный, каждый миг своей жизни он хочет только одного – своим служением доставить радость Всевышнему.
-
Если Бахкти – это просто любовь, зачем нужны молитвы, аскезы и духовная практика?- Ум человека вновь и вновь забывает Всевышнего, поэтому так важны аскезы, молитвы, медитации и др. практики. Они фокусируют ум на возлюбленном господе, чтобы усилить чувство любви в сердце преданного. Бхакти-это непрерывный процесс.
-
Как поддерживать в себе гунну благости, Мадева?- Насилие без причины или необходимости – это грех, Партха. Отказ от насилия – это высшая заповедь. Но кроме того: правдивость, сдержанность, самоотречение, умиротворение, отказ от осуждения, сострадание, бескорыстие, великодушие, мягкость, скромность, решимость, целеустремлённость, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти, тщеславия, эгоизма - таковы качества людей в Саттва гунне, наделённых божественной природой. Обладая этими качествами, человек легко сможет предаться Всевышнему, исполнять все свои обязанности, следовать Дхарме и жить без притязаний на результаты своих действий. Такой человек будет полностью удовлетворён своей жизнью. А когда он будет оставлять своё тело, Я сам приду за ним".