СИМВОЛ"
Нет ничего удивительного, если движение физическое преображается в духовное. Не забудем символ преображение, в котором показано претворение физического бытия в тонкое. Множество символов явлено как вехи эволюции, но человечество принимает их отвлеченно" (Сердце, 245).
"
Можно заметить во всех Заветах, как под символами земными, обиходными скрыты великие понятия Огненного Мира. Разве город должен быть непременно земным, или корова должна непременно напоминать лишь о земных стадах, или молоко лишь земное, или змеи из земли? Можно найти множество таких напоминаний среди всех Учений.
Причина их как в несказуемом понятии Огненного Мира, так же и в том, что писатели и читатели знали условные обозначения, забытые в веках" (МО, 1 часть, 470).
"Если нужен был язык символа, значит сейчас был бы неполезен обычный способ сообщения. Тогда говорю — запишите символ и держите его в памяти, когда придёт час приложения его. <…> Нужно полюбить спасительные вехи, которые вспыхнут в сердце при приближении событий" (МО, ч. 2, § 214).
"Можно и говорить, и писать о символе, но не следует, чтобы Учитель переменил символ на обычный язык. Мы не опаздываем предупреждениями, когда они необходимы" (МО, ч. 2, § 215).
"
Понятие символа ничто другое, как напоминание о знаке. Успех целых народов происходит под символом" (Аум, 126).
"
Много обдуманных символов осталось для нашего понимания. Изучение символов дает понятие о глубине древнего мышления. Если редко находимы остатки старинных приспособлений, иначе говоря, аппаратов, то в символах можно усмотреть нечто гораздо более глубокое, нежели принято допускать" (Аум, 395).
Многое, невыразимое словами, может быть дополнено символами. Во всяком символе будет, таким образом, элемент невыразимого. Можно прозреть значение сокровенного, но слова будут недостаточны.
Следует очень внимательно относиться к символам. Они, как сокровенные иероглифы, хранят сущность великого Мироздания. Обычно люди не умеют обращать внимания на символы. Люди не любят указаний, ибо считают, что они подавляют их волю. Когда же люди остаются предоставленными себе, они полагают себя несчастными и покинутыми.
Символы, как знамена, к которым могут сойтись воины, чтобы узнать приказ. Потеря Знамени считалась поражением войска. Также
пренебрежение к символам может лишить постижения, невыразимого словами. Кроме того, символ есть запоминание целого Учения. Сокровенность символа есть как бы напряжение энергии. (Аум, 437)
С.Н.Рерих. Священный ларец. 1928.