Учение Живой Этики и политика
«
Спрашивающий. Принимаете ли вы какое-нибудь участие в политике?
Теософ. Как общество, мы тщательно избегаем этого, и вот по каким причинам.
Стремиться к успешному осуществлению политических реформ, прежде чем совершена реформа человеческой природы, — это то же самое, что вливать новое вино в старые мехи. Заставьте людей признать и почувствовать всем сердцем, в чём состоит их настоящий, истинный долг по отношению ко всем людям, — и все злоупотребления властью, все несправедливые законы национальной политики, основанные на человеческом, общественном или политическом эгоизме, исчезнут сами по себе. Глуп тот садовник, который пытается избавить свою цветочную клумбу от ядовитых растений, срезая их с поверхности земли вместо того, чтобы вырвать с корнем.
Нельзя осуществить ни одной долговечной политической реформы, пока дела вершат, как и прежде, всё те же эгоистичные люди.» Ключ к теософии.
Спрашивающий. Что вы считаете долгом по отношению ко всему человечеству?
Теософ. Полное признание равных прав и привилегий для всех, без различия расы, цвета кожи, социального положения или происхождения.
Спрашивающий. Когда, по вашему мнению, этот долг не исполняется?
Теософ. Когда совершается малейшее посягательство на права другого — будь то человек или народ; когда мы хоть в какой-то степени неспособны проявить к нему ту же справедливость, доброту, внимание и милосердие, каких желаем для себя. Вся нынешняя политическая система построена на забвении этих прав и на самом яростном утверждении национального эгоизма.
Французы говорят: "Каков хозяин, таков и слуга"; им следовало бы добавить: "Какова национальная политика, таковы и граждане".Нравственной политики, как общепризнано самими политиками, не бывает. Политика и ложь очень тесно сотрудничают. Кто-то раз сказал, что ведать и вести политику страны могут лишь специалисты, но на это один очень умный человек возразил – «Но беда в том, что невозможно ограничить или определить, где начинаются и кончаются пределы политики. Каждый гражданин страны вольно или невольно только и делает, что творит политику. Потому
самая лучшая мера для улучшения всякой политики – это начать с правильного воспитания и образования народа в духе дружелюбия и неограниченного познавания».
Сегодняшний герой, олицетворяющий чаяния народа, почитаемый и обожествленный им, который как они считают, может облагодетельствовать как человечество в целом, так и отдельного человека. Но осознав, вдруг или не вдруг, несостоятельность недавнего героя достичь высот, к которым стремится народ, и которые надеялся покорить, вызвав разочарование и душевную боль его приверженцев, приведет к тому, что они в переносном, а то и в буквальном смысле могут убить своего прежнего кумира.
Такое почитание и преклонение избранному герою, связано прежде всего с инстинктом, связанным с установлением иерархического начала, заложенным самой природой в души людей, поиском своего Учителя, Родителя их души.
"
Душа человека непрестанно зовет его покорять одну высоту за другой. Она знает, что не сможет обрести покоя, пока не познает своего единства с Богом. Желание и воля, будучи побуждающей силой человеческой души на ее пути к высотам, требуют от нее любви, уважения и должного повиновения Богу и тем Великим Духовным Сущностям, что являются Его представителями. Человек охотно подчиняется им, если в нем пробудилось чувство реальной связи с Богом. Всякое усилие человека, направленное на подавление этого первородного желания души, в соответствующей степени препятствует его осуществлению.
Вся жизнь, и духовная и материальная, двойственна в своем проявлении. И человек в его нынешнем состоянии находится как раз на нейтральной точке, или в центре между двумя полюсами, или аспектами, жизни – духом и материей".