БОЖЕСТВЕННАЯ АНТАХКАРАНАСыны Манаса — НАШЕ ВЫСШЕЕ «Я» — по сравнению с нами настоящие Боги. Они бессмертны в течение всей данной Манвантары, а она, как известно, длится 31 1.040.000.000.000 лет.
Но чтобы стать еще более могущественными, чтобы вновь стать АУМ (т.е. Первоисточником), эти высочайшие Сущности, чистейшие и мудрейшие, должны вновь и вновь еще больше очищаться в огне страданий, добывая новый Индивидуальный опыт — основу Мудрости.
"Но будить животную душу нельзя ничем иным, кроме — увы! — страданий. Прочтите Откровение св. Иоанна в Новом Завете. Поразмышляйте над тем, почему же, все-таки, не изменяются люди, несмотря на то, что Ангелы трубят в трубы, и на головы человечества сваливается горе за горем, а люди никак не умнеют и не одухотворяются? Потому что слишком огрубела их животная природа. Ее уже трудно чем-либо пронять. Выходит, что даже те страдания малы, даже переживаемых бед недостаточно. Лишь когда Седьмой Ангел протрубит, сознание... оставшихся людей наконец-то прояснится! Но для этого должно будет произойти нечто ужасное... Знание к современному человечеству придет лишь тогда, когда ужас, говорится в Сокровенном Учении, погонит обезумевшие толпы по улицам. «Очищение сердца очень затруднительно, если паутина самости ожирняет его. Жир самости есть звериное наследие».(«СЕРДЦЕ», §8)
По Их подобию каждая Личность, чтобы влиться в Индивидуальность (стать единой с Отцом — по выражению Евангелий), должна также очищаться в огне жизни и мучительно мудреть, добывая свой собственный опыт. Это творение самого себя чрезвычайно трудное дело. Но заберите у ученого, композитора, поэта, изобретателя, художника, скульптора — у любой творческой личности — ее страдания, муки творчества при сотворении нового произведения, и каждый скажет: «То, что не рождается в муках, мне не приносит никакой радости». И жизнь творца поблекнет. Помните у Пушкина: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»?
Так как
Манас двойственен, то его божественная сущность — высшее «Я» — всегда будет устремлено ввысь к своей божественной ипостаси — Буддхи. Человеческая сущность Манаса — низшее «я» — постоянно устремлена вниз и тяготеет к Земле, к Материи, к Жизни в плотном человеческом теле.
Именно поэтому в Теософии высший духовный разум человека — Духовная Душа — назван Буддхи-Манас, а материальный — Кама-манас. Это — физический ум, являющийся человеческим отражением Божественных Отражений в виде Сынов Манаса.
В течение жизни в личностном теле у двух умов, двух видов сознания существует единственное соединительное звено — Антахкарана (поэтому мы должны были обратить внимание на то, что на символическом рисунке, похожем на домик и изображавшем семеричного человека, треугольник и четверица вплотную не соединены).
Разрушь этот светоносный спасательный мост, — и боль, которую испытает бывший человек, на сей раз перед истинной смертью своей души, тот ужас, который обрушится на него перед полным рассеиванием, не могут быть воспроизведены никакими образами ада. Так же как неописуемо то счастье и радость, которые испытывает сознание, сумевшее перейти по огненному мосту и слиться (пусть даже пока на время) со своим высшим «Я», объятым пламенем Духа.