imkx
|
Оговорюсь сразу: все, что здесь изложено, изложено без претензии на научность, – это всего лишь плод моих изысканий на тему ВЕРА-ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ-РЕЛИГИЯ. В процессе бесконечных усилий разобраться в себе и выяснить, кто я есть в этом мире и зачем я здесь, что есть для меня бог и кто я по отношению к нему, накопилось большое количество информации, требующей переработки и систематизации. Эта статья – попытка разложить все по «полочкам». По сути, за редкими исключениями, все мы, человеки, верим в нечто, присутствующее в нашей жизни, выходящее за рамки обычного обывательского понимания и трудно поддающееся описанию простым человеческим языком, но присутствующего в нашей жизни независимо от того, как мы к нему относимся. Кто-то называет ЭТО Богом. Для кого-то ЭТО – Всемирный разум, некоторым больше нравится слово Судьба (Кисмет) и т.д., но всех объединяет одно – вера в некое НАЧАЛО, руководящее всеми глобальными (и не только) процессами в этом мире. Итак, о Вере и чем она отличается от вероисповедания: Вера, признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово В. употребляется еще в смысле религиозного учения, например христианская В., магометанская В. и др. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) В принципе все понятно, разве что можно порассуждать чуть-чуть о субъективности. Уважаемый мной Странник приводил на страницах форума пример с электричеством. Помнится у Ильфа и Петрова Бабушка, жившая на антресолях, никак не верила в электричество и жгла керосиновую лампу. Так вот, если сунуть два пальца в розетку при полном неверии в электричество, будут ли иметь место какие-либо последствия? Думаю, да! Вера в сущее над нами присутствует во всех нас независимо от того, как мы позиционируем себя в этом мире. Кому не приходилось в минуты крайней опасности давать самые невероятные обеты типа «Вытащи меня отсюда, а я уж ...(«поставлю пудовую свечку», брошу курить, буду маму слушаться и т.д. и т.п.). Вероисповедание, открытое признание религиозного учения какой либо церкви; принадлежность к одной из существующих религий по рождению или по выбору. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) Здесь, пожалуй, тоже все ясно. Хотя, есть два спорных момента: 1. например, ранние христиане зачастую тайно исповедовали учение Христа под страхом преследований; 2. можно быть последователем учения Христа, Магомета, Будды и т.д. и не принадлежать ни к одной конфессии, т.е. религии (об этом чуть позже). Отличия между понятиями «вера» и «вероисповедание», на мой взгляд, очевидны: Бог, Светлое будущее, Темное прошлое и т.д. – объекты веры. А вот Христианство, Буддизм, социализм, коммунизм, оккультизм, шаманизм и прочие измы – объекты вероисповедания, которые в свою очередь дробятся на множества ответвлений, каждое из которых, по сути, является ревизией первоучения. И вот здесь начинается самое сложное и интересное (во всяком случае, для меня) – понятие «Религия». С.Балан6дин в своей книге «Пятое евангелие» утверждает: «религия – есть внешнее проявление веры». Позволю себе не согласиться с ним, т.к., на мой взгляд, внешним проявлением веры является некое действо (ритуал) вроде молитвы, священного танца (крутящиеся дервиши), медитации и т.д. А вот религия – это, прежде всего, некий свод догматов и правил по отправлению богослужебных мероприятий – своего рода устав, иногда очень мало имеющий общее с изначальным вероучением, породившим эту религию. Любая религия в своем развитии подобно Эгрегору имеет три этапа: 1.зарождение 2.пора расцвета (наработка, накопление традиций) 3.период кристаллизации Первый этап носит всегда романтический, революционный характер; зиждется исключительно на вере… и энтузиазме ее зачинателей и их последователей, которые, зачастую, в порыве благородной пассионарной жертвенности готовы пойти на страшные смертные мурки ради исповедуемых ими идеалов… Второй этап характерен, за некоторыми исключениями, тем, что оболганные и до смерти замученные пассионарии, давшие толчок новому вероучению, провозглашаются мучениками за правое дело и, как то, само собой, получается, становятся примером для подражания и возводятся почитателями в ранг кумиров. На протяжении этого этапа происходит образование общин (кружков, ячеек и т.д.), наработка служебных (богослужебных) ритуалов, формируется символика, устав и т.п. И вот тут-то начинается Третий этап, – собственно возникновение религии, когда окрепшие и повзрослевшие общины (кружки, ячейки), уже не собирающиеся тайно (келейно), «обросшие» имущественным бременем и расходами на его поддержание, становятся лицом к лицу перед фактом необходимости уже не скромно «жаться» в сторонке, но защищать свои интересы в обществе и отстаивать громогласно свои права, которых, кстати, им еще никто не давал. Как раз в это время начинается «подгонка» основ учения под нужды коллектива (уж что-что, а «привязывать… помидоры к бороде» человечество за время своего развития научилось делать неплохо и иногда даже весьма корректно). В это же время происходит деление общины на элиту и «рабочих лошадок», тогда же начинается плавный переход от служения идеалу к службе на нужды общины, уже называющей себя церковью (партией, союзом, оргкомитетом, фондом и т.п.). Собственно начинается процесс кристаллизации, который может длиться сколь угодно долго, пока у этого движения будут находиться последователи. Продолжение в сл. посте
|