Реки имеют право
Пока школьные учебники биологии рассказывают подрастающему поколению, что река – это неживая природа, а законы об охране окружающей среды признают ее человеческой собственностью, защитники рек во всех уголках мира создают правовые прецеденты признания рек и других природных объектов живыми существами, права которых обязательно соблюдать.
Дельта реки Парана, второй по величине реке Аргентины. Угрозы: изменение климата, загрязнение и другие антропогенные факторы. Дело рассматривается в суде. Фото: Martin Terber
Участники Всемирного конгресса по охране природы (МСОП), который в середине сентября прошел в Марселе (Франция), отметили первую годовщину Всеобщей Декларации прав рек. Этот документ в последнее время становится базой для судебных исков. Декларация дала новый импульс защите прав рек в ответ на растущие глобальные угрозы экосистемам – уверены экологи.
Реки – это источник жизненной силы планеты. Согласно традициям коренных народностей, реки считаются священными живыми организмами. Они – не только вода для удовлетворения основных нужд человека, они – дают жизнь множеству живых организмов обитающих в водоемах от горных истоков до океана.
Как следует из отчета «Индекс живой планеты», из-за воздействия человека количество популяций пресноводных видов сократились в среднем на 84% за период с 1970 по 2016 год. Из-за влияния плотин и другой инфраструктуры только 37% рек протяженностью более 1000 км на сегодняшний день не зарегулированы и текут свободно.
Большинство правовых систем рассматривают реки и другие элементы экосистем как человеческую собственность, не обладающую какими-либо правами. Поддержанная год назад двумя тысячами граждан, двумястами организаций из более чем сорока стран мира Декларация помогает сломать этот порядок и активно используется в судебных процессах.
Почти в 20 странах от Боливии до Новой Зеландии защитникам окружающей среды удалось доказать законное право рек и экосистем на защиту прав. Количество национальных и федеральных актов о правах природы, позволяющих гражданам подавать иски о причинении вреда от имени природных экосистем, за последние десять лет резко возросло.
«Это – новая область прав, это растущее движение», – говорит Монти Агирре, координатор организации International Rivers в Латинской Америке.
Первой страной, конституционно признавшей права природы, стал в 2008 году Эквадор. Но масштабно идея признания личности или прав рек привлекла всеобщее внимание только в 2017 г., когда коренным жителям Новой Зеландии – маори удалось заключить договор с правительством и признать реку Уонгануи юридическим лицом. Затем легитимность этого договора подтвердил национальный парламент.
В том же году постановлением местного суда штата Уттаракханда (Индия) было принято решение о признании юридическим лицом рек Ганга и Ямуна. Решение это позже было поддержано Верховным судом Индии. Суд Уттаракханды в своем решении от 2017 года вынес вердикт, что реки «дышат, живут и поддерживают сообщества».
Важные судебные и законодательные изменения произошли в 2019-2020 годах в Бангладеш, Колумбии, Уганде, Бразилии, США и других странах. В Соединенных Штатах Америки несколько групп коренных народов добились официального признания прав рек Кламат и Снейк.
В начале этого года суд высшей инстанции Бангладеш подтвердил, что все реки в стране являются «живыми существами», и назначил правительственное агентство их опекуном. В Индии в марте 2020 года Высокий суд штатов Пенджаб и Харьяна вынес постановление, в котором озеро Сукхна в городе Чандигарх объявлено живым существом с такими же правами, что и физическое лицо.
Активно используется юридическая практика защиты прав рек через правовой институт amicus curiae, когда «физическое или юридическое лицо, не являясь участником судебного процесса, предоставляет свою информацию по вопросу, который обсуждается в суде». По информации Центра права Земли, этот инструмент уже используется адвокатами и юристами в разных уголках мира, чтобы доказать нарушения прав рек. Юристы приводят пример документа amicus curiae, направленного на защиту реки Мараньон в Перу, в основе аргументации которого лежат положения Всеобщей декларации прав рек.
В докладе, подготовленном Центром международного правосудия Сайруса Р. Вэнса, делается вывод о том, что суды, законодательные органы и власти все чаще признают естественные права рек. «Опубликованный сразу после саммита ООН, посвященного утрате глобального биоразнообразия, наш отчет предлагает понимание того, как возникающий правовой прецедент в отношении прав природы может обеспечить ее правовой поддержкой», – пишут авторы документа.
Самым важным фактом эксперты называют то, что в последнее время в большинстве случаев удалось подавать судебные иски непосредственно от имени самих рек, а не только зарегистрированных юридических лиц, принадлежащих людям.
Река Анчикая, Колумбия. Дело рассматривает конституционный суд страны
Фото: Mateo.gableНесмотря на то, что это может показаться странным и непривычным, на практике права природы хорошо вписываются в современные правовые системы. Закон всегда признавал существование юридических лиц, не являющихся людьми. «Если корпорации и корабли могут быть юридическими лицами, то нет причин, по которым река или лес не могут. Подобно корпорациям, кораблям или детям, реки могут иметь назначенных «опекунов», представляющих их интересы. Мы также можем создавать новые категории правообладателей», – отмечают юристы.
Еще в 1972 году Уильям Дуглас, судья Верховного суда США, предложил, что «те люди, которые имеют значимое отношение к этому водоему – будь то рыбак, лодочник, зоолог или лесник», могли бы быть признаны представителями реки.
Сегодня это предложение стало реальностью. В Колумбии Конституционный суд создал комплексную структуру управления рекой Атрато, которая отвечает за сохранение, техническое обслуживание и восстановление реки. В Бутане Королевский суд недавно разработал новые правила, позволяющие возбуждать судебные дела лицами, действующими в качестве «попечителей природы».
«Наши исследования показывают, что во всем мире права природы – это не просто идея: это конкретная реальность», – пишут юристы Центра международного правосудия Сайруса Р. Вэнса. Залог успеха эксперты видят в том, что движение за права природы возглавляет сильная коалиция юристов, активистов и ученых. Также большую роль продолжают играть группы и альянсы коренных народов, которые работают над развитием этого направления законодательства.
Западные правовые системы могут многое взять у традиций коренных народов. Их жизненные концепции отражают мировоззрение, согласно которому люди обязаны своим существованием окружающей среде и природе. Закрепив эти принципы в формальном и обычном праве, коренные народы давно признали зависимость человека от природы. «Осознание прав природы дает возможность другим правовым системам извлечь уроки из этого понимания», – уверены юристы.
По мере распространения законов и политики в области прав природы коалиция ведущих экологических организаций, ученых, политиков, лидеров коренных народов и других лиц продвигает Всеобщую Декларацию прав рек, в которой описываются основные права, которыми должны обладать все реки. Декларация становится отправной точкой в законодательстве для правозащитников, организаций и правительств, желающих добиться юридического признания прав рек.
«Реки – это вены Земли. Они – источники жизни, они создают условия для развития, процветания и восстановления. Всеобщая Декларация прав рек имеет важное значение в процессе юридического признания неотъемлемых прав рек во всем мире как способ защиты их целостности, здоровья и роли в круговороте жизни Земли», – считает директор Молодежной организации Earth Advocacy Youth Хана Бегович.
«Мы рассматриваем усилия по защите прав рек не как отдельные события, а как часть чего-то большего», – говорит Саймон Дэвис-Коэн, исследователь Общественного фонда правовой защиты окружающей среды, который поддерживает законотворческую практику прав природы. По его словам, этот новый законный способ защиты планеты, отменяющий общепринятое право человека на причинение вреда, приносит новые аргументы в суд, сплачивает сообщества и меняет местную политику.
«Большинство действующих сейчас законов не приспособлены для решения проблем, связанных с изменением климата и биоразнообразием. Пресноводные экосистемы нуждаются в постоянной защите для поддержания качества воды, продовольственной безопасности и соблюдения прав человека, – говорит Монти Агирре из International Rivers. – Подход, основанный на правах природы, предлагает преобразующие изменения, которые так необходимы в нынешней непростой для человечества ситуации».
Елена Ростовская, Беллона.
https://ecoportal.su/news/view/112646.html