В работах да Винчи открыта загадочная техника исполненияНепосредственно в Лувре группа учёных провела рентгенофлюоресцентный анализ семи портретов кисти Леонардо да Винчи, включая легендарную "Мону Лизу". Последующим открытием поделились специалисты из лаборатории Центра исследований и реставрации музеев Франции (LC2RMF) и Европейского центра синхротронного излучения (ESRF).
Авторам работы удалось выявить толщину отдельных слоёв краски и лака на каждом полотне и прояснить некоторые особенности техники живописи сфумато (смягчавшей переход между светлыми и тёмными участками на картине, создавая правдоподобные тени). Сам метод (по-итальянски sfumato означает "затушёванный", "исчезающий как дым") считается изобретением да Винчи, и достигнутые им в данной области высоты никто пока не превзошёл.
Как сообщают учёные в пресс-релизе ESRF, они выяснили: великий художник использовал уникальные добавки для лака и краски, но самое главное – оказывается, Леонардо умел наносить глизаль (лессировку) слоем толщиной всего в 1–2 микрометра.
Суммарная толщина всех слоёв лака и краски на изученных портретах кисти да Винчи нигде не превышает 30–40 микрометров. Однако за счёт преломления лучей света в прозрачных и полупрозрачных "уровнях" создаётся колоссальный эффект объёма и глубины.
Специалисты, чья статья опубликована в Angewandte Chemie, пока оставляют открытым главный вопрос – как мастер ухитрялся наносить краску столь тонкими слоями. Интриги добавляет заявление участников исследования: следов от мазков кисти и отпечатков пальцев ни в одном скрытом слое найдено не было.
Улыбка Моны Лизы всё так же будоражит умы, как и столетия назад.
Источник: http://www.membrana.ru/lenta/index.html?10615