(Продолжение)
Пару слов скажу про Осознаность. Мы много слышим про этот термин, что нужна постоянная осознаность, но за чем? Осознаность - это когда сознание держит внимание на самом себе, то есть постоянно наблюдает в каком состоянии оно находится, на какие раздражители реагирует, какие мысли и эмоции возникают в нём самом. Постоянная осознаность означает, что этот процесс не прерывается ни на мгновение. Здесь самым важным становится состояние самого сознания, а не внешние раздражители, вещи и явления. Практики буддизма ведут к тому, что б такая постоянная осознаность стала привычкой. Зачем это?
Одним из высших достижений в практиках считается создание ваджракайи, в переводе "алмазное тело". Если сказать современным языком, то это создание кристалла сознания. Именно "кристалла", то есть формы которая уже не подвергается разрушению. Именно это имел ввиду Будда, когда говорил, что нужно выйти за пределы "смертей и рождений". Душа человека конечно вечна, но она в большей степени не осознана, а потому и при жизни, и тем более после смерти физического тела на душу воздействуют различные силы и законы, вне её осознания. Она не управляет этими бессознательными процессами. Другое дело сознание Будд и Бодхисаттв, они смогли при жизни сформировать своё сознание в кристалл, и потому различные законы кармы и законы физики подчиняются им. Они сами определяют где родиться, когда родится, даже форму воплощения могут создавать. Их сознание постоянно осознано, и оно управляет процессами, а не процессы им.
Для буддиских монахов это не чудо, а лишь ступень достижения в практике. А потому то, что для нас считается красивой легендой, для них вполне реальная история. Например когда после смерти монаха вместо трупа остаётся радужное свечение - это нормальное явление, так человек и должен уходит из этого мира. Если в легенде написано , что гуру Падмасамбхава появился на свет из цветка большого лотоса, и сразу восьмилетним ребёнком - то это для них не сказка, а вполне закономерный процесс, когда сознание обладающее высокой степенью просветлённости, может использовать физические законы по свему усмотрению.
Дело в том, что осознаность доводится до автоматизма. Это конечно звучит как-то не особо возвышенно-духовно для нашего ума, но при этом, как ни странно является огромным духовным продвижением. Сначала мы практикуем осознаность сознания в своих медитациях, когда уединяемся в укромное место, где ни что внешнее нас не беспокоит, и там пытаемся сосредоточится на том, что внутри нас. И это лишь начальные шаги практики. Когда осознаность в медитациях становится более-менее длительна и устойчива, то мы пытаемся перенести это состояние в повседневную жизнь. Мы моем полы, или посуду, чистим снег во дворе, или делаем какую-либо другую монотоную работу по хозяйству - то мы пытаемсяи дальше пребывать в состоянии постоянной осознаности. Когда такая привычка становится более-менее устойчивой, то можно переходить к следующему этапу, это когда вы общаетесь с другими людьми, понимаете их проблемы, но при этом сами осознаности своего же сознания не теряете. Это как бы пребывание в двойном внимании. У вас сознание с одной стороны следит само за собой (автоматически по выработанной привычке), с другой понимает ситуацию которая происходит вовне....Если вы сможете пребывать в таком состояниии, то можете считать себя Бодхисаттвой 5 уровня...
Ну а если коротко в прозе объяснить смысл практик, то основное их назначение - это накопление духовной энергии. Именно воплощение в физическом теле позволяет охватить максимально возможное количество энергий, и по плотности и по разнообразию, и преобразовать все эти энергии в духовные. Сознание человека и является этим "преобразователем". Однако это же "сознание человека" может являться и главным транжирой духовных энергий, и может за одну жизнь растратить всё накопленное и сконцентрированное предыдущими воплощениями. А потому будьте бдительными, и всегда осознавайте тот путь, по которому вы идёте. И осознавайте это непрерывно...
"
Иммунитет"
С самого рождения, с момента первого вздоха, Человек начинает входить в мир «программ сознания». Это и матрица коллективного сознания человечества, и программы коллективного бессознательного, и стереотипы поведения в обществе, и то, чему учат папа с мамой и школа, и эгрегоры страны, и эгрегоры религий, и т.д., и т.п. Вообще Человек за свою жизнь обрастает кучей «ментальных программ». Поддерживаются эти программы и матрицы, и через органы чувств и через дыхание. Человек делает 15-18 вдохов-выдохов в минуту, и тем самым вместе с вдыхаемой праной, подключается к энерго-информационым файлам Коллективных Программ. Ну а про органы чувств и так понятно, газеты, телевидение, просто окружающие люди…Каждую минуту сознание человека подвергается «бомбардировке» энерго-информационными файлами, той или иной, крупной или мелкой «ментальной программы». Под влиянием этих программ и формируется Человек, как личность.
Однако сформировавшись, как личность, человек теперь должен осознать и развить себя, как духовную сущность, таков закон развития, таков закон духовной эволюции. Но как Человеку осознать и развить себя, как сущность духовную, как осознать своё Высшее Я, если сознание постоянно подвергается «бомбардировке» ментальными программами?
Ну в общем-то вывод простой: выработать «иммунитет» к воздействию «ментальных программ на сознание», и тем самым увидеть свою «истинную суть», такой какая она есть, без всяких «наложений и искажений».
А способ, помогающий выработать такой «иммунитет» - это практика безмолвия, практика остановки ума, внутреннего диалога…
О Пути…
Я напишу вам одну известную схему. Человек имеет семь тел.
Полюс Духа. План Нирваны 1) Атма Божественная суть….
План духовный 2) Духовное тело Боддхи, блаженство, Любовь.
План ментальный 3) Душевное тело Высший чистый Манас, сверхсознание.
4) Тело ума Низший Манас, интеллект.
План астральный 5) Астральное тело Желания, эмоции, страсти…
6) Эфирное тело Прана, жизненное начало…
План физический 7) Физическое тело
Полюс материи. Вот такая схема, ну есть разные интерпретации, но смысл один. Четыре нижних тела смертны. Умирает физическое тело, через некоторое время разрушается эфирное, астральное и умственное тело (интеллект). Вечными являются три высших тела, они и составляют Истинное Я, вечную Душу и т.д….Четыре нижних тела составляют личностное Я, Я-эго, и у обычного человека управляются ментальными программами. Что б избавить нижние тела от ментальных программ и "передать управление" своему Высшему Я, необходимо осознать свои высшие, бессмертные тела, своё истинное Я.
Как же выйти своим осознанием в эти высшие три тела?
Для этого принимаем определённую позу, какую удобно, но так что б позвоночник вертикально был, и расслабляем тело. Дальше регулируем дыхание. Дыхание прочно связанно с эфирным телом, поэтому сделав дыхание лёгким и не заметным, мы делаем эфирку такой же. Теперь успокаиваем эмоции (астральное тело) и останавливаем мысли, желательно полностью, так мы делаем спокойным и не заметным ум, интеллект.
И когда четыре нижних тела будут в состоянии покоя и как бы исчезнут, наше Эго перестанет проявлять себя, то Я автоматически перемещается в высшие тела и пребывает там. В этот момент мы становимся проводником высоких энергий, и это сразу ощущается.
Если же медитацию организовать так, что бы она строилась от «я хочу», например, я хочу почувствовать другого человека, или я хочу увидеть свои прошлые жизни, или я хочу уладить материальное состояние, то «я хочу» автоматически задействует тело желаний, далее ум вырабатывает алгоритм действий в медитации и контролирует его исполнение. Это означает, что хотите вы того или нет, но задействуются и астральное и нижнее ментальное тело, и ваше Я уже не «выскочит» вверх. Даже если вы желаете помочь другому человеку, или хотите мир во всём мире, то используя ум и желание, вы не сможете по-крупному задействовать мощные высокие энергии, так как ваше сознание, ваше Я пребывает в низших телах, и всё что вы можете дать – это ту энергию, что есть в вас, в этих четырёх телах. А это не очень много, да и качество не то. Воздействовать единично и точечно, по горизонтали вы сможете, может даже на небольшую группу людей, вы сможете, но только и всего. Такова магия, она работает горизонтально, и только в интересах себя – любимого.
А вот если долго и упорно помещать своё Я в три высших тела, то постепенно сопротивление низших, энергетически плотных тел, вернее ментальных программ, этих тел, ослабнет. И тогда вся мощь высших энергий этих планов прорвётся в ваши низшие тела, и изменит их структуру, изменит раз и навсегда, оно просветлит их, это и есть то самое просветление…И вот тогда вы и горизонтально будете всеми телами излучать такие же мощные и светлые энергии, какие получали по вертикали, при вхождении в Нирвану. Это и есть тот крест Христа, горизонталь - вертикаль. Вот тут и начинается духовное сподвижничество. Вы ж не умерли, тело у вас есть, всё работает, но как работает!
Чистота и Свобода. Полная остановка мыслей – не цель практики безмолвия. Её цель – Чистота и Свобода сознания. А остановка мыслей, лишь средство помогающее достичь этого. Сознание должно быть свободным от привязанностей, догм, умозаключений, всяких классификаций, понятий, запретов и прочее. Но такая свобода не станет разнузданностью. Потому, как свобода эта идёт "автоматически" в паре с Чистотой, с Чистотой Изначальной. Такая чистота не замусорена матрицами слов и форм, поэтому несёт в себе Изначальную Истину.
Такое сознание не только будет изменять тела человека, такое сознание позволить Духу человека устремиться к Беспредельности, а не увязнуть в сансарном колесе…
Практика
.
И так что нам нужно для успешного продвижения в наших духовных практиках?
Нам нужно, что б четыре смертных тела стали незаметными во время практики, тогда нашему раздутому Эго не на что будет опереться, и оно тоже станет не заметным. Нам нужно что б сознание было чистым, не замутнённым и полностью свободным. И нам нужно услышать, почувствовать и осознать своё Высшее, своё Изначальное и Бессмертное…
Далее перейду к практическим рекомендациям
Положение тела. Для медитаций безмолвия подходят два вида положений тела. Один – сидя
на стуле, другой – классический, со скрещенными ногами.
1) Садимся на стул или табуретку, ближе к краю. Стопы стоят на
полу, на ширине плеч. Позвоночник прямой, но держать его надо без
напряжения, не как у бравого солдата или у балерины. Макушка как бы
подвязана на ниточке к потолку, подбородок немного опущен. Плечи тоже
расслаблены и опущены, в пояснице позвоночник не надо сильно прогинать.
Вообще прогибы позвоночника лучше «сгладить», сделав его более прямым.
Мышечное напряжение должно быть при этом минимальным, а само положение
тела наиболее комфортным.
2) Садимся на пол со скрещенными ногами, конечно полный «лотос»
предпочтительнее, он наиболее устойчив. Но если «лотос» для вас пока
дискомфортен, то можно просто по-турецки сидеть. Положение позвоночника
такое же, как и «сидя на стуле», и сидеть лучше на жёсткой поверхности,
подстелив какую-нибудь подстилку, покрывало, сложенное вчетверо пляжное
полотенце, например. Но не сидите на кровати, или диване, мягкость не
даст устойчивости, и понадобятся дополнительные мышечные усилия.
3) Разница между первым и вторым положением тела заключается в
том, что когда мы сидим на стуле, стопы на полу («заземление» через
стопы), то взаимодействие с энергопотоками осуществляется телами. А сидя со скрещенными
ногами - «заземление» идёт через копчик, поэтому взаимодействие
осуществляется чакрами.
Я ж советую попробовать и ту и другую позу, как больше понравится, а можно и
за одну медитацию использовать и ту и другую.
Положение рук. Положение рук влияет на энергетику. Как руки расположены, вместе, раздельно, замкнуты или нет пальцы, на уровне какой чакры, и т.д., все это влияет на поток энергий и изменения заметны, но замечать и различать эти изменения вы научитесь не сразу, но сможете. И потом доверяя своей интуиции вы будете располагать руки так, как вам захочется в данный момент, и иногда положение рук и пальцев вас могут немного удивить. А для начальной практики соедините ладони в «замок» правая ладонь ложится поверх левой, поперёк её, и ладони пальцами обнимают друг друга. (Для женщин рекомендуют левую ладонь сверху). И замкнутые руки положите на бёдра, ближе к телу.
Язык упирается в верхнее нёбо, в угол между передними верхними зубами и верхним нёбом. Без напряжения.
Глаза.
Можно сидеть в медитации и с закрытыми глазами и с открытыми. С закрытыми глазами вы как бы больше углубляетесь во внутренние процессы, а с открытыми сохраняете связь между медитативными процессами и реальностью.
Если глаза открыты, то лучше направить взгляд вниз, в пол, под углом 45 градусов. Или же, как делал Бодхидхарма, сесть перед стеной и смотреть на неё, пока взгляд не расфокусируется.
И с закрытыми и с открытыми глазами направление взгляда влияет на концентрацию, взгляд направленный вниз переносит внимание на нижние центры, взгляд направленный вверх – внимание переносит на макушку головы.
Пробуйте и так и так, как больше понравится, лишь бы было комфортно…
Дыхание Вообще дыхание в практике безмолвия должно быть незаметным, тонким, плавным, еле слышным. Сознание не должно переключаться на дыхание, и следить за ним. Однако в начале медитации правильное дыхание помогает настроится, лучше расслабиться и войти в медитативное состояние.
Вот этот момент и рассмотрим. Дышать конечно же нужно через нос (он для этого и создан). И дыхание должно быть нижним, то есть животом. При вдохе мы как бы надуваем живот, при выдохе живот втягивается. При этом активно работает диафрагма. Но сильно надувать и втягивать живот нужно только в момент обучения этому дыханию. Когда же такое дыхание станет естественным для вас, то оно становится тихим и незаметным.
Внимание направить на то, как вдыхаемый воздух, тонкой серебряной нитью, достигает центра Дань Тянь, и выдыхается оттуда же…(про Дань Тянь напишу ниже)...
Центровка Как только не называли эту точку: центр Хара, Дань-Тянь, Ци Хай,
киноварное поле, море Ци, центр «нижнего котла» и пр. Это точка, где мы
соединяем физическое тело с другими нашими тонкими телами, в этой точке
создаётся устойчивая взаимосвязь наших тел. Вот почему всегда этой точке
уделялось много внимания во многих восточных духовных практиках.
Расположение её описывают немного по разному, то это пупок, то на 2-4
пальца ниже пупка, то на целую ладонь ниже. Дело в том что центр
устойчивости физического тела – это центр тяжести тела, а у каждого он
расположен по-разному. Ну для начала можно взять «среднюю» величину: на
расстоянии 2-4 пальца ниже пупка, а дальше можно доверится своему
чувствованию, и сместить точку выше или ниже, туда, где как вам кажется,
находится центр тяжести вашего тела.
По глубине же этот центр находится между позвоночником и передней
стенкой живота, чуть ближе к этой стенке…
Мы концентрируем внимание на Дань Тянь, мы опускаем дыхание в Дань
Тянь, и центры ментального, эфирного и астрального тел перемещаются в
эту точку...
Так мы собираем центры тонких тел наших в этой точке, совмещая их, с центром
тяжести тела, и делаем их устойчивыми, как делает устойчивым наше
физическое тело, центр тяжести…
Однако центровку, как и дыхание, я рекомендую применять в начале медитации, для правильной настройки. Далее на центровку лучше не отвлекаться.
Вхождение в медитацию. И так мы сели в медитацию. В позе немножечко подвигайтесь, пораскачивайтесь , что б уловить максимально комфортное положение. Не должно быть излишнего напряжения в теле, только столько, что б удерживать правильное положение позвоночника и головы, всё остальное расслаблено. Кстати если в дальнейшем, во время медитации вам очень захочется вдруг сделать какие-нибудь движения, то встаньте и подвигайтесь, потянитесь, как вам хочется, и опять садитесь в медитацию…
Отрегулировав положение тела приступаем к регулировке дыхания и центровке. Об этом описано выше.
Внимание своё направляем на то, как дыхание на вдохе спокойно и тонко достигает Дань Тяня, а вместе с выдохом приходит спокойствие и расслабление.
Начинаем мысленно считать вдохи выдохи. Раз – вдох, два – выдох, три – вдох, четыре – выдох, и так далее…досчитав до 10, начинаем снова. Совершенно не обязательно считать до 100 или до 1000. Это не цель. Цель сосредоточить мысли на одном – на дыхании, как на всёпоглощающем процессе.
Через некоторое время можно уже считать вдох-выдох за один счёт. Главное наблюдайте за своими мыслями, что б в паузах между произнесением в уме цифр, не возникало никаких других мыслей, только счёт, а чувствительность направлена на дыхание. Если всё делается правильно, то процесс дыхания должен приносить приятные ощущения.
Если мысли всё-таки бешено скачут у вас в голове, и постоянно отвлекают вас от процесса наблюдения за дыханием, то попробуйте выполнить следующую пранояму. Начинайте мысленно счёт, с секундным интервалом, на 4 счёта – делаем полный вдох, на 16 – задержка дыхания, на 8 счётов – медленный выдох, и сразу же начинаем новый «вдох – задержка – выдох». Вообщем соотношения вдох-задержка-выдох, должна быть 1:4:2. Особенность, которую мы применяем к этой пранояме в том, что в момент задержки дыхания постарайтесь остановить мысли: только счёт в уме и всё. Можете дать себе разрешение подумать, о чём хотели, в момент вдоха и выдоха, но в момент задержки – молчание ума.
Если вам тяжело столько секунд задерживать дыхание, задержите насколько сможете… Когда вам легко будет непрерывно выполнять цикл 4-16-8, можете добавлять по секунде на вдохе: 5-20-10, 6-24-12, и т.д.
После этого упражнения переходите на простое нижнее дыхание со счётом, как описано вначале главы.
Затем постепенно прекращайте и счёт вдохам-выдохам, оставив внимание на дыхании, и постарайтесь больше ни о чём не думать. Когда вы следите за своим дыханием – это уже медитация. Но нам надо идти глубже…
Школа «Чистой воды». И так мы прекратили счёт дыхания, но ещё следим за процессом, за центром Дань Тянь. Теперь предоставляем эти процессы самим себе. Пусть дыхание идёт автоматически, легко, тонко, без всяких напрягов, как удобно организму. С Дань Тяня снимите внимание, и пусть телу будет легко и комфортно.
Теперь наше внимание направляем на своё общее, объединенное состояние. Пусть сознание ваше, и ваше ощущение всех ваших тел, станет Чистым и Свободным. Вообразите, на сколько сможете, что такое беспредельная Свобода во всём, Свобода, не ограниченная ни чем. Представьте Изначальную Чистоту (может это будут заснеженные горы Тибета, прозрачное голубое небо, или озеро покрытое чистейшим льдом, где-то в девственной тайге, и т.д.) В общем проявите творчество, что б осознать в себе это состояние "чистоты и свободы". Посидите так, «пропитайтесь» этим состоянием. Теперь погружаемся в чувство абсолютного Покоя и Безмятежности, не переживайте ни за что, не боритесь ни с чем, не желайте ни чего.
Отпустите всё, не будьте ни к чему привязаны, и начинайте смотреть в свой ум, наблюдать за своими мыслями. Постарайтесь смотреть в состояние «до мысли», то есть туда, где мысль начинает формироваться, но ещё не приобрела окончательную форму, старайтесь не дать оформится мысли, а так и смотрите в чистое состояние «до мысли». Не надо прилагать огромного напряжения для этого. Даже если и возникнет какая-нибудь мысль, то просто проводите её спокойно, как упавший на воду лист, пусть уплывёт по течению, а вода опять станет чистой...и опять смотрите в «до мысли», оставайтесь расслабленными, спокойными и ни чем не озабоченными.
Не стремитесь ни к чему – от этого зависит успех процесса. Да, мы идём в медитацию, что б стать чище и свободнее, да, мы хотим достичь просветления. Но в момент самого процесса медитации, наше стремление – огромная помеха, такой вот парадокс.
Пребывайте в том состоянии, что «сейчас и здесь» в вас, и следите за мыслями. Не старайтесь усилием удержать состояние, не старайтесь улучшить состояние, или перейти в какое-то другое. Просто следите за отсутствием мыслей, за пустотой ума…Станьте Пустотой и состояние придёт само…
Дополнения
.
Если вам трудно определить, что это такое «до мысли», то обратите своё внимание на паузу между мыслями. Вот вы подумали о чём то, и вдруг обнаружили крохотный промежуток пустоты, прежде чем появится следующая мысль. Вот к этой крошечной паузе и обратитесь. Постарайтесь увеличить эту паузу между мыслями, на сколько сможете.
Ещё б хотелось сказать о регулярности занятий. Постарайтесь уделять практике безмолвия, хотя бы полчаса в день. И не делать большой перерывов в занятиях.
Кроме того, как говорил Будда: «мы не можем контролировать ум во сне, но как только просыпаемся, то надо стараться смотреть в него». Постарайтесь, на сколько это возможно, в течении всего дня, пребывать в состоянии «наблюдателя за умом». Всё что нарабатывается в медитациях, старайтесь перенести в повседневную жизнь…
Не садитесь в медитацию сразу после еды, подождите хотя бы час.
Не садитесь в медитацию, если хотите спать.
Если в медитации вы всё-таки стали засыпать, то выполните несколько раз дыхательную пранояму, ту что я описывал выше: "вдох-задержка-выдох"...
Метод «Абракадабра» Если вам трудно «поймать» состояние отсутствия мыслей, если вы не можете не думать, то можно попробовать следующий способ.
Садитесь в медитацию, закрываете глаза и вслух начинаете произносить, несуществующие слова, набор звуков, ну что-то типа: « агыр, тудганд, чунк…» и т.д. главное чтоб эти слова ни с чем не ассоциировались, и не давали вашему уму «пищи» для логических построений и образов.
Слова эти без остановки произносите 10-15 минут, затем замолкаете и наблюдаете за своим умом. Ум какое-то время должен будет находиться в лёгком «ступоре», так как он получал информацию, которую не мог никак проанализировать. Вот здесь и можно поймать безмолвие.
Можно попробовать заранее написать или напечатать эти слова на листке, и потом внятно, вслух читать…
Что бы вывести ум из состояния логического анализа в дзен-буддизме ещё применяются коаны, вопросы, не требующие логического ответа.
Пять ступеней практики Дзогчен.
Практика безмолвия используется во многих религиозных школах и учениях. Сегодня пару слов я бы хотел написать про Дзогчен.
Тибетское учение Дзогчен или Ати-йогу обычно считают вершиной философии и практики медитации буддизма.
Что бы понять учение Дзогчен, надо попытаться объяснить основное понятие этого учения: «состояние присутствия». Полное название: «чистое недвойственное состояние присутствия». Может кому-то понятнее современное определение: «Я Есмь Присутствие».
Последователи этого учения говорят, что даже сам Будда, обладая могучим интеллектом и способностью выразить словами невыразимое, и то не оставил конкретного определения этого понятия. Но я попробую сделать жалкую попытку как-то это объяснить.
«Состояние присутствия» - это состояние (переживание), когда «Я» человека, его «центр сознания» пребывает в духе, в духе изначально чистом, свободном и безграничном, в духе, который вечен и неуничтожим, поэтому он пребывает в Покое и безмятежности, в непоколебимости и неразделённости со всем сущим. Все окружающие вещи и события воспринимаются без оценок и классификаций, без разделений на плохое-хорошее, приятное-неприятное, нужное-ненужное и т.д. Просто реальность отражается в сознании, как в чистом, незамутнённом зеркале, не искажаясь и не дифференцируясь. «Состояние присутствия» это пребывание в абсолютном настоящем, в «здесь и сейчас».
Конечный Плод практики Дзогчен – это постоянное , без напряжения, пребывание в этом «состоянии присутствия». Что бы человек не делал, о чем бы не думал, он постоянно находиться в состоянии покоя и недвойственности. Даже взаимодействуя с «нечистыми» состояниями сансары, такой человек пребывает в «чистом состоянии присутствия».
Практика безмолвия позволяет почувствовать это «состояние присутствия» и укрепить его. Но это не значит, что находиться в «состоянии присутствия» можно только при безмолвии. Вовсе нет…
Первая ступень (переживание). Говорится, что первое переживание "подобно водопаду". В водопаде присутствует масса движения и масса шума, а когда вода достигает дна, поднимаются брызги, окатывающие все вокруг. Это означает, что мы имеем большой хаос и замечаем состояние этого хаоса, как оно есть. Если мы находимся в таком присутствии, то не будем попадать в зависимость от этого движения. В Сэмдэ это состояние называется нэпа (gnas.pa.), "покой". Здесь вовсе не имеется в виду, что движение исчезает. Было бы ошибкой полагать, что состояние покоя есть состояние созерцания. Никто никогда не бывает в состоянии, где не действует ум или не проявляется энергия. Если даже вы полностью остановили ум, то движение энергий продолжаются. Свойство зеркала состоит в том, что оно может отражать, потому что если оно этого не делает, то это не зеркало. Нам надо обнаружить это состояние и оказаться в нем. Тогда движение уже не будет способно нас потревожить. Если нас беспокоит движение или мысли, все усложняется. Отвлекаясь таким образом, мы никак не сможем расслабиться. Если мы пытаемся расслабиться, то это не истинное расслабление. Надо найти момент отсутствия мыслей и прочувствовать его, поймать «состояние присутствия».
Вторая ступень «достижение». Второе переживание имеет место, когда вы уже находитесь в состоянии покоя. В этом состоянии появляется определенное характерное переживание. Продолжая пример, взятый для первого переживания, мы можем сказать, что вода, низвергавшаяся в виде водопада, становится подобной потоку. Поток производит некоторый шум и некоторое движение, но он уже не так неистов, как водопад. Здесь еще есть движение, но оно более упорядочено и гармонично.
Когда человек находится в присутствии, то в этот момент его уже больше не тревожат такие помехи, как сонливость и возбужденность. Но если он не может находиться в присутствии продолжительное время, то все еще легко может отвлечься. Таков пример потока. Вы оказываетесь в состоянии покоя. Но если вы слишком и надолго расслабляетесь в этом состоянии или если имеется сильное движение, то вы тут же отвлекаетесь. Но, несмотря на это, вы тем не менее достигли способности оставаться в присутствии.
Третья ступень. Имеется объяснение другого переживания, называемого (goms.pa'i. nyams.), "переживание привычки". Если я делаю что-то и повторяю много раз, то это дело становится мне очень знакомым, и я уже выполняю его не глядя и не беспокоясь. Кажется, что все делается само собой. Быть в этом переживании означает расслабиться с присутствием при любом относительном состоянии тела, речи и ума. Хотя и теперь могут возникать причины для сонливости или возбужденности, мы тем не менее способны преодолеть их и оставаться в этом раскрепощенном присутствии, способны созерцать в этом состоянии в течение долгого времени, не отвлекаясь. Продолжая использованный пример, можно сказать, что поток теперь становится рекой. Река все еще течет. Здесь еще есть некоторое движение. Таково переживание привычки.
Четвертая ступень. Следующее переживание называется (brtan.pa'i. nyams.), "переживание устойчивости". Это означает, что если вы и сталкиваетесь со многими вторичными причинами, вы способны спокойно оставаться в этом присутствии, они вас не тревожат. Что бы не происходило, вы находитесь в состоянии покоя. Здесь возникает понятие "нет движения". То, что нет движения, не значит, что вы неподвижны. Под движением подразумевается и движение тела, и движение энергии. Оно также символизирует нашу прану, жизненную энергию, и прежде всего нашу кармическую прану. В соединении с умом это сочетание создает проблемы. Эта энергия не оставляет человека в покое, она причиняет ему беспокойство. Это состояние не подразумевает, что эта энергия сведена на нет, здесь имеется в виду, что она больше не может нас тревожить. Те аспекты наших тела, речи и ума, которые могли нас тревожить, больше не способны делать это. Теперь мы пребываем в природе зеркала, потому что независимо от того, красивы отражения или уродливы, они не могут нарушить природу зеркала. Это один из характерных результатов воссоединения.
Возвращаясь к взятому примеру, представим, что река в конце концов становится океаном. Над океаном происходят всевозможные движения. Летают птицы, плавают разнообразные суда, а в океане водятся акулы и маленькие рыбки. Но все эти суда и рыбы, сколько бы они ни двигались, не могут взволновать море. Благодаря своему присутствию мы посредством чувств замечаем все движения. Каковы бы ни были обстоятельства, по каким бы причинам ни взаимодействовали наши чувства, нет никакого волнения, есть только покой. Это называется "переживанием устойчивости".
Пятая ступень. И наконец, есть (mthar.phyin.pai. nyams.), "переживание завершения", указывающее практикующему, что теперь он находится в состоянии воссоединения. Его присутствие очень четко. Когда человек засыпает, то он автоматически входит в «состояние присутствия». То есть практикующий находиться в «состоянии присутствия» постоянно и при бодрствующем сознании и во сне.
Это переживание указывает на то, что человек завершил практику. Завершение обозначает способность человека пребывать в этом состоянии созерцания при любых обстоятельствах и в любой ситуации, спите вы, или бодрствуете, живы или умерли. В тот момент, когда вы попадаете в состояние бардо**, мгновенно возникает проявление Самбхогакайи, "чистого недвойственного состояния присутствия"...
(Если кого-то вдруг заинтересовал Дзогчен, то лучше обратиться к Дзогчену тибетского буддизма, а не к Дзогчену религии Бон.)
Глубокое погружение. Когда вы приобретёте более-менее устойчивый опыт в остановке мыслей, и у вас получается полностью остановить поток мыслей хотя бы на 2-3 минуты, то можете попробовать погрузиться «глубже», тем самым выйти в более высокие уровни. Здесь решающим фактором станет длительность пребывания в медитации. Вам для начала понадобиться минимум 1,5 часа, для вхождение в это состояние.
И так, идёт ваша обычная медитация, вы смотрите в ум. Ваше тело вам кажется приятно расслабленным, дыхание не заметным, и никаких напряжений внутри вас нет. Но вы продолжаете останавливать мысли, и замечаете, что всё-таки есть некоторое напряжение в голове, в районе аджны-чакры. В общем так и должно быть, вы же держите внимание на мыслительном процессе. Не предпринемайте каких-либо особых усилий и действий, для того что бы снять это напряжение, просто продолжайте останавливать мысли. И настанет момент, когда вдруг напряжение спадёт, мышцы лица и головы как-то глубинно расслабятся, голова станет лёгкой, невесомой и незаметной.
А вот напряжение вы уже уловите ниже, в районе горла или сердца. Опять же продолжайте останавливать мысли, идите в пустоту.
Когда спадёт напряжение и там, то ощутите напряжение уже ниже сердца, продолжайте остановку ума, и в конце концов всё ваше тело станет лёгким, невесомым и не заметным.
Не заметным будет дыхание, не заметным тело, не заметным ум.
Вот тут и начинают проявляться более высокие состояния. Возможно вам даже удастся дойти до такого момента, когда мысли будут остановлены на столько, что в уме будет в основном пустота, а любая появляющаяся мысль будет вызывать дискомфортное состояние, и вот тогда вы окажетесь на пороге нижней ступени Мира Без Форм, на пороге Нирваны…
Конечно не сразу и не всегда удаётся войти в такое состояние, но упорно продолжайте практику. Так как, ни какие умозаключения не приведут вас к такому результату, к какому приведёт практика...
Состояние объединения. Если у вас уже есть достаточный опыт практики безмолвия. Если вы уже прочувствовали, что изначальная природа ума – это пустота, и у вас есть устойчивый опыт пребывания в покое, то можно переходить к следующему этапу.
Теперь состояние покоя переносим из сидячей медитации в повседневную жизнь. Например, вы в сидячей медитации пребываете в состоянии покоя, ум пуст, вы находитесь в «состоянии присутствия», но вот за окном просигналил автомобиль, этот звук вас вывел из состояния покоя, и вы уже в раздражённом состоянии, ругаетесь на автомобиль, и его владельца, за то, что вывел вас из такого замечательного состояния. Так вот следующая ступень практики заключается в том, что бы научиться сохранять состояние покоя при любых движениях внешних объектов, при любых движениях мыслей в своём уме, и при любых своих движениях.
Из практики безмолвия вы уже знаете, что такое пустота, когда нет движения. Нет движения мыслей, движения тела, и тогда возникает состояние покоя, состояние присутствия, когда вы наблюдаете за всеми движениями и проявлениями внутри вас, и можете ими управлять. Но вот вы встаёте из сидячей медитации, начинаете заниматься делами, и состояние покоя пропадает. Вы увлекаетесь вслед за мыслями и за анализом окружающих объектов, и вы уже не в «состоянии присутствия». Но на самом деле для «состояния присутствия» нет разницы между пустотой и движением. И теперь надо учиться сохранять покой и «состояние присутствия» при любых обстоятельствах.
Для освобождения телесного сознания, в Дзогчене есть следующая практика.
На неделю (можно и больше) уединяетесь на природу, что б никто вас не видел, да и вы никого. И в таком отшельничестве прислушиваетесь к телесным ощущениям, и даёте полную свободу действию. Хочется скакать, орать и прыгать - пожалуста, хочеться подражать какому-нибудь зверю, и выть на луну - пожалуста...вообщем уберите ограничения, пусть сознание тела проявляется. Когда напрыгетесь, наорётесь или ещё чего, так что тело уже устанет от этого, то сядьте и посмотрите в ум. Он должен быть пуст. Через какое-то время опять появятся мысли и суждения, но вы успеете осознать пустоту ума. Ну отдохнув и накопив сил и желаний, опять повторите практику...и так в течении всего отшельничества. Так сознание тела будет освобождаться от энергетических зажимов.
В дзен-буддизме помощь, в освобождении телесного сознания, оказывали восточные единоборства, и система работы с даньтянем и каналами...Начало этой системе (сочетанию сидячих медитации покоя с выполнением комплекса движений, и очистки энергетических каналов) дал сам Бодхидхарма. Я, лично, по этому пути шёл...
Однако и другие практики, например Хатха-йоги и праноямы, тоже годяться для практики освобождения тела...Главное результат...
Чистое недвойственное состояние присутствия. Сегодня пару слов скажу про «состояние присутствия», к которому призывают, упомянутые уже здесь, буддистские учения.
Почему «чистое»? Чистое - это значит свободное, свободное от привязок и суждений. Ощущается это, как состояние глубокой расслабленности, покоя и безмятежности. Ни телу, ни уму не за что переживать и бороться, потому что человек, ни интеллектуально, ни подсознательно, не ищет причин и объектов для борьбы и переживаний. Замечу, что это не означает находиться в состоянии «тупой, бездушной флегмы», а означает лишь, что сознание не ищет себе привязанностей, и не озабочено желаниями. Состояние «чистого недвойственого присутствия» - это самодостаточное состояние.
«Недвойственное» – это значит, что в этом состоянии нет деления окружающих объектов и их действий, на «плохое-хорошее», «нужное-ненужное» и т.д. Отсюда вытекает, что нет желаний к этим объектам: «хочу иметь это объект», или «терпеть его не могу, и хочу что б он мне не мешал»... Недвойственность не отрицает того, что всё рождено из пустоты, но и не отрицает того, что объекты воспринимаются реально. Нет ни приятия, ни неприятия, так как нет суждения. Всё имеет свой путь, и судить что лучше, а что хуже, это то же самое, если рассуждать что лучше, вдох или выдох.
«Присутствие» – это означает, что некая часть вашего сознания, «наблюдатель», регистрирует и отмечает, всё что происходит в ваших телах; мысли, эмоции, позывы, движения и т.д., но при этом удерживает состояние присутствия, и может, при необходимости, управлять всеми этими манифестациями тел, что б оставаться в состоянии, а не «скатываться» в невежество.
Но это не значит, что «чистое недвойственное состояние присутствия» требует огромных затрат психической энергии. Наоборот, чем свободнее сознание тел, тем меньше усилий требуется для удержания внимания на этом состоянии, и тем глубже и естественнее оно становиться. А чем глубже и естественнее оно становиться, тем всё приятнее оно для тел, и тем дольше сознание хочет в нём пребывать.
Здесь я пишу о двух видах практики, о практики безмолвия и практики пребывания в «чистом недвойственном состоянии присутствия». Хотелось бы дать ещё некоторые пояснения.
Практика безмолвия – практика, которая (как я уже писал) позволяет очистить сознание от любых ограничений, от привязанностей к суждениям и формам, эта практика открывает сознанию путь в беспредельность...
И практика эта не имеет окончания, она всё время открывает что-то новое.
Надо только регулярно практиковать. Эта практика, которая может дойти и до самых глубин подсознания, освобождая всё и там.
Но тут многие начинают думать, что если увлечься этой практикой, то так и придётся без мыслей жить. Вовсе нет. Если вы хотите иметь красивую, спортивную фигуру, то вы идёте в тренажёрный зал и час-другой в день уделяете упражнениям. Но это же не значит, что вы целый день таскаете за собой штангу. Так и в этой практике. Вы уделяете время для практики, садитесь и погружаетесь в безмолвие ума. Но потом встаёте, и входите в обыденную жизнь, с её проблемами, заботами, интересными, и не очень, делами. Вот здесь наступает время второго вида практики, практики «чистого недвойственного состояния присутствия».
В этой практики акцент делается на внимание. Внимание направлено на своё состояние. В практике безмолвия мы уловили, что такое чистое, неомрачённое состояние. Теперь мы внимательно смотрим, пребываем ли мы в таком состоянии при повседневных делах. Допустим мы подумали о какой-то проблеме, и тут же в нас появилось беспокойство, страх и желание, желание уйти от проблемы, и побыстрей её решить. И вот это беспокойство, страх и желание сразу омрачили то самое чистое состояние, этого состояния больше нет. Теперь мы погружены и умом и эмоциями в проблему. Но самое интересное, что проблему можно решать и не в состоянии «омрачённости», а так же продолжая находиться в «чистом недвойственном состоянии присутствия», и как показывает мой опыт, проблема в таком состоянии решается гораздо лучше. Зачем же тогда скатываться в «омрачённое состояние», в то самое «невежество»? Старайтесь пребывайте в «состоянии присутствия», при любых обстоятельствах – это и будет практикой…
Эээ...я всего пару фраз скажу, что б кое-что понятнее стало. Я про концентрацию внимания. Вся концентрация внимания на точках, чакрах или внешних объектах - это не концентрация на безмолвия. Да, из-за того, что мы концентрируемся на каком-то объекте, то вся энергия идёт туда, и течение мыслей тоже успокаивается, отсюда возникает ощущение, что мы пребываем в безмолвии, но на самом деле....
Концентрация на безмолвии, это когда всё наше внимание сосредоточено на состоянии "до мысли" или на паузе между мыслями. То есть на пустоте. Если же концентрироваться при этом ещё и на Дань-тяне, или сердце, или дыхании, то как говориться "за двумя зайцами погонишься...", это уже получается два объекта концентрации одновременно. И может возникнуть ощущение, что вы можете одновременно и на чакре концентрироваться и безмолвие держать. Но на самом деле внимание "короткими перебежками" переходит от одного объекта к другому, в результате не получается глубокой концентрации ни на одном из них. По-этому я и писал, что все концентрации на дыхании, дань-тянях и т.д., производятся до концентрации на безмолвии, или применяются, как отдельный вид концентрации. Когда мы начинаем концентрироваться на безмолвии, на пустоте, то все остальным процессам предоставляем протекать самим, без нашего внимания к ним. И не ожидаем ничего, и ни к чему не стремимся. Так как это сразу ослабевает "хватку", которой наше внимание уцепилось за пустоту - обиталище чистого Духа.
Надеюсь понятно объяснил?
Величие Духа. Как узнать; на сколько эффективна практика безмолвия и практика «чистого недвойственного состояния присутствия». Лично для меня показатели расслабленности психики и гармонизации энергетики – это ещё полдела. Это лишь основа, на которой начинает рождаться Величие Духа. Вот когда начинает проявляться это Величие – это и есть показатель эффективности практик. Ну а момент этот, вы ни с чем не перепутаете, это начнётся и усиление способности к концентрации, и начнут появляться некоторые способности, ранее не проявлявшиеся.
Так, например, различные силы природы (духи, асуры) начнут легко входить с вами в контакт. И вы сможете их о чём-нибудь просить. И для этого не надо читать какие-нибудь заклинания, стучать в бубен и надрывно кричать, достаточно просто сформулировать просьбу. Просто силы природы «видят», насколько чисто ваше подсознание, «видят» истинную вашу суть, а не то, как мы сами себя представляем, что мы добрые и пушистые. И когда в человеке есть эта чистота, то они ему помогут с лёгкостью. И тут решающим является, не «открытость сердца» на данный момент, не желание сделать что-то лучше, а именно глубинно очищенное подсознание, свободное от страхов и жажды обладания чем-то.
То же самое касается таких понятий, как время и пространство. Не достаточно просто высказать намеренье (как многие считают), что бы повлиять на события. Время и пространство дадут себя в управление лишь человеку с безмятежной психикой, в ком нет глубинных причин для греховных поступков, и в ком любовь и сострадание являются обычным естественным состоянием, проявляющиеся без всякого усилия и желания.
Вот на такую основу и приходит Величие Духа, и по-другому никак…
О желаниях. Мне много вопросов разных задают. Один из них касается отсутствия желаний. Как же можно жить без желаний, и даже не желать просветления, так как желая чего-то, до просветления не доберёшься.
И вот есть Иерархия Света, и она работает, но как же они что-то делают, не желая того, или не желая результата?
Попробую ответить.
Желания – это функция личности. Той личности, которая воспринимает себя, как Вася Пупкин (например), который родился такого числа, учился там-то и так-то, женился, напился, ну и т.д. И эта личность воспринимает себя как «Я», а всё остальное – «не-Я». Личность эта лишена полноты, но стремиться полноту эту обрести, потому стремиться к удовлетворению и безопасности. А значит это «Я» хочет иметь все те «не-Я», которые, как оно считает, дадут ей эту полноту. Пока желание не удовлетворено, личность пребывает в той или иной степени страдания. Но даже когда получено удовлетворение, то оно не долго, так как всё движется и меняется, появляются новые желания, и личность опять не удовлетворена.
К тому же желания имеют «начало» и «конец» ( удовлетворение). И получается, что личность произвела замкнутое движение энергий, ну со всеми выходящими отсюда кармическими последствиями…
Но кроме сознания личности, в человеке есть сознание его духовной Сущности (Высшего Я, Души и т.д). Вот Духовная Сущность обладает полнотой и самодостаточностью. И ей удовлетворение желаний не нужно. Но чем тогда руководствуется Сущность? Если попробовать объяснить это обычными словами, то это можно назвать…исполнение предназначения. И предназначение это – реализация, или проявление себя через всё и во всём. Ну то сколько «всего» Сущность может охватить, зависит от её опыта…Но то что движет Духовной Сущностью - это не желание…Реализация и проявление не имеет конечной цели. Удовлетворение не зависит от результата. Удовлетворение уже проявляется в каждое мгновение оттого, что Сущность себя реализует-проявляет и движется, расширяясь в Беспредельность…А вот проявляет и реализует себя Сущность только через Любовь…
Ну а тут уж выбор каждого, кто будет рулить в человеке: личность или Сущность, жить желаниями и страстями, или постоянно пребывать в состоянии удовлетворённости и реализовываться...
http://pleiadesstozhary.4admins.ru/index.php