ПИСЬМО Н.К. РЕРИХА К ОТЦУ ИОАННУ
УРУСВАТИ. 24-2-1932. NAGGAR, Kulu. Punjab, Br. India.
О Христе Спаситель Глубокоуважаемый Отец Иоанн,
Ваше письмо от 29-го Января мною получено. Искренно рад, что Вы говорите искренно, это и есть единственное условие сношений человеческих. Разрешите и мне тоже сказать совершенно искренно, ибо если мы упоминаем в писаниях Имена Величайшие, то это самое обязывает и нас к той искренности и сердечности, которая дозволяла бы нам помышлять о высоких понятиях...
... Чтобы Вы не стали говорить обо мне по недоразумению ли, по наговорам ли, но ничто не может нанести с моей стороны трещины между служащими имени Св. Сергия. Сейчас так необходимо Единение. Вот, Вы пишите, почему я позволяю называть себя божком. А ведь это неверно. И вообще никаких подобных эквивалентов в Культурных Учреждениях и быть не может. Вы, как бы, укоряете меня за ту долю терпимости, о которой Вы или прочли, или услышали...
...В Образовательных Учреждениях наших существует только та иерархическая ступень, которая должна, кажется, быть во всех образовательных Учреждениях и во всех проявлениях просвещения и Государственности. Никогда я не слыхал чтобы руководитель Учреждений должен быть ненавидеть или умаляем. Помню, как первые руководители мои на общественном поприще, Отец Иоанн Кронштадский, Д.В. Григорович и Ея Имп[ераторское] Выс[очество] Евг[ения] Макс[имилиановна] Принцесса Ольденбургская и А.И. Куинджи, прежде всего говорили мне, что руководитель, устанавливающий духовную дисциплину, должен сделать себя уважаемым и качество преданности и уважения этим порядком будет расти и по всем отраслям Учреждения. Лишь на пределах некоторого уважения и преданной любви я и почитаю возможным охранять строительную дисциплину вверенных мне Учреждений. Не может же кто-нибудь заподозревать непременно нечто от антихриста там, где ознакомившись внимательно, он не найдёт ничего вредного для формирования будущих кадров деятелей. Что же от антихриста в том, что Общество Имени Спинозы, присоединившись к Учреждениям нашим, очень трогательно праздновало Святое Рождество Христово. Что же дурного в том, что Общество Сибирское наше строит часовню Св. Сергию. Господи, неужели это от антихриста, что перед освящением этой часовни масло в лампаде, могущее гореть не более трёх часов как всегда, - горело и теплило лампаду всю ночь, и она была найдена горевшей при открытии часовни утром, пришедшими приготовить часовню к Служению. Неужели Владыка Платон, действительно ознакомившись с Учреждениями нашими, стал бы неискренно посылать Благословение и говорить то, что он сказал при этом и о чём писал мне. В течении сорока лет на многих моих картинах, в стенописях и в мозаиках имел я великую честь изображать и Господа Иисуса Христа и Пресвятую Богоматерь и всех тех святых, которые пусть свидетельствуют искренно или неискренно я изображал их. Разве неискренно руководил я Иконописною Мастерскою. Выставка Христианской религиозной живописи, устроенная нашими учреждениями в Нью-Йорке во время минувшего Рождества Христова, поверьте, вреда не принесла, но наоборот вызвала множество прекрасных выявлений, заставив печать говорить о значении вдохновляющих изображений. Но всё это не зачем утверждать словами, когда сердце и сознание наше ясно и без слов для Тех, Кто превыше нас. Относительно же духовности Востока, конечно, очень часто трудно судить, ибо незнание языков со всеми их оттенками и наречиями очень часто даже в трудах известных учёных вносило неправильные толкования. Именно на Востоке можно слышать, что ни один человек не может достичь личными силами, без помощи Высшего Начала. Только когда возгорается серебряная нить сердца между стремящимся и Высшим, только тогда достигается Высшая Благодать. Разве это уже не есть начало пути, по которому так легко говорить и о Свете Едином. Я, конечно, понимаю, что не в осуждение писали Вы письмо Ваше, ибо осуждающий и не был бы тем искренним служителем Христовым Именем Святого Сергия, каким являетесь Вы.
Вы кончаете письмо, повторяя фразу мою, что встреча наша не случайна и в этом вижу я дверь в будущее. Ведь не случайно было и то, что соименник Ваш, Отец Иоанн Кронштадтский предуказал мне трудиться на пользу Родине. Отец Иоанн неоднократно предуказывал мне многое, как о приближающихся болезнях моих или о трудах будущих. Помню, как часто посещая семью нашу, Отец Иоанн однажды подозвал меня, тогда ещё ребёнка, и дал мне испить в чашке вина; но когда моя мать заметила: Батюшка, он у нас вина не пьёт, он сказал: Не мешай, скоро придётся испить ему. Действительно, через две недели после этого я заболел сильнейшим тифом, причём доктор прописал мне вино, которое дал мне Отец Иоанн. Затем, в течение гимназических лет Отец Иоанн приезжал к нам часто, наставлял меня, а последнее его напутствие всегда остаётся врезанным в памяти моей. Во время окончания Академического курса, Отец Иоанн служил в Церкви Академии Художеств и я желал быть ближе, стоял в проходном коридоре, близком от Алтаря, среди густой толпы, присутствовавшей на литургии. По окончании Служения, Отец Иоанн, теснимый толпою, проходил этим коридором, и, несмотря на то, что я был в студенческом мундире, менявшем наружность, он вдруг задержался, благословил меня и воскликнул: Смотри, не болей больше, придётся сильно для Родины потрудиться. И действительно, все болезни детства моего постепенно оставили меня. И теперь, избрав в силу неоднократных явлений Преподобного Сергия, Водителем и Предстателем своим, я стараюсь по разумению своему и силам трудиться и идти той начертанной мне тропою терпимости и любви, почерпая из Св. Евангелия все Указы Христа о любви и терпимости. Ещё на днях я кончил одно письмо о ТЕРПИМОСТИ притчею о Милосердном Самарянине. Если всё, что я делаю дурно, то и скажите мне это, прежде изучив все факты моей деятельности и духовно проникнув в глубину побуждений.
Если какие-то злонамеренники или одержимые шепчутся о чём-то, то проверим все факты. Проверим, почему я отказываюсь от многих отличий, предлагаемых мне за деньги и даже за очень маленькие суммы. Часто такие предложения сопровождаются даже угрозами в случае непринятия их Ещё недавно в Америке мы открыли существование какого-то лица, рассылающего подметные и клеветнические письма. Так как скрывать нечего, то мы сейчас же обратились к детективам, причём обнаружилось, что этот клеветник, известный вор, уволенный отовсюду за многие кражи и кем-то оплаченный – вот с такою-то темнотою приходится сталкиваться. Если я Вам расскажу о самых уродливых выявлениях зависти, клеветы и лжи, Вы, как человек искренний, будете потрясены. Среди этих трудов и больших трудностей не скрою, что именно Имя Святого Сергия является прибежищем нашим. Почитаем Его, как можем. Верим Ему, как сердце вмещает. Свято принимаем все явления Его. И не могу допустить, чтобы Великий Воин Христов не стал бы противодействовать тому, что якобы идёт от лукаваго. Мы видим во многом Благую Руку Святаго, нашего Хранителя во всех опасностях.
Без всякой гордыни и без всякого преувеличения, если скажу Вам все те чудеса и споспешествования Преподобного, то Вы умилитесь сердцем, ибо нельзя без духовного трепета сознавать, как Высшие Благие Силы близки к жизни человеческой. Опять не заподозрите какую-то гордыню, не подумайте, что я предполагаю, что именно нам близка Рука Преподобного; явления и чудеса Его широко раскинуты и проявлены во спасение человечества. Сын мой, Юрий, носит на себе крест серебряный, покрытый эмалью старинной московской, а может и самой Свято-Сергиевской работы, который упал при всех нас в освящённой комнате, когда мы говорили о великом значении Креста. Жена моя, Елена Ивановна, неоднократно сподобилась видений Преподобного Сергия. Неужели же демоны бросаются крестами и зовут к служению во имя Христа и Его Святых Воинов. Неужели же демоны шепчут о любви, о терпимости, о сострадании и великом сотрудничестве и служении, как о ведущих началах жизни. Неужели же демоны строют храмы Христовы и побуждают к свидетельствованию и посильному очищению жизни. Если так, Отец Иоанн, то и идти дальше некуда. Ведь, по словам Св. Евангелия, фарисеи спрашивали – не силою ли бесовскою изгоняются бесы.
Затем, не покажется ли странным, что почему, когда мы читаем Вашу книгу, мы совершенно согласны со всем в ней сказанным. И, спрошу Вас сердечно, нет ли какого-то шептателя, который старается вложить мне в уста то, чего сердце моё и не имело в виду. Во всяком случае, как Вы истинно повторили, что встреча наша не случайна. Письмом Вашим Вы даёте мне ещё одну возможность свидетельствовать Вам написанное. Отвечая на искренность искренностью, мне кажется, что другого способа обмена в делах духовных и быть не может. А если бы я в чём-то ошибался, то простите и скажите мне это явно, на фактах и со всем тем великим Благом, которое ведёт жизнь человеческую к совершенствованию, к великому сердечному пониманию во Имя Господа.
Поручаю себя молитвам Вашим, [Рерих]
Архив Музея Рерихов. Москва. (машинопись)
Материал подготовила Водолажская Т.Ю.
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2583314815066162&set=gm.1015693401556986...