Гуманное образование - без опытов на животных.
Круглый стол в журнале «Ветеринарная клиника», сентябрь 2011
Полная версия ответов Ирины Новожиловой
Президент Центра защиты прав животных «ВИТА» Ирина Новожилова отвечает на вопросы главного редактора журнала «Ветеринарная клиника» Венеры Ахуновой– Главные открытия в области физиологии, по мнению ведущих специалистов Европы и Америки, уже сделаны. Сейчас необходимости ставить опыты на животных уже нет. Согласны ли вы с этим утверждением?Я, в принципе, не согласна с утверждением, что успех медицины был связан с экспериментами на животных. Это устаревший миф, который уже давно развенчан массой аналитических исследований. Сегодня всё больше врачей мира весьма критично отзывается о роли экспериментов на животных в истории медицины, считая, что это тупиковый путь, который часто уводил человечество по ложному «следу», затормаживая открытия иногда на несколько веков. Самый простой пример – Гален, древнеримский врач гладиаторов, с именем которого и связаны первые упоминания об опытах. В противовес отцу медицины Гиппократу, успех которого был обусловлен кропотливыми клиническими исследованиями больных, Гален грезил новыми модными теориями в медицине, в том числе и экспериментами на животных. Проводя бесчисленные опыты на животных, Гален тут же переносил их результаты на человека, совершая массу ошибок, в том числе в описании органов кровообращения, как, впрочем, и всей анатомии человека. Это на 14 веков парализовало развитие науки! Затем интерес к опытам на животных вспыхнул в 17 веке во Франции, когда такая практика, получившая название «вивисекция», стремительно вошла в моду, была объявлена новым интеллектуальным занятием и ей во Франции стали заниматься все - учёные, царедворцы, шарлатаны, лекари. И, наконец, каждодневной практикой опыты на животных стали в 19 веке, и поспособствовали этому французские исследователи Маженди, Клод Бернар и Пастер, завороженные ярким, фантастическим образом лабораторной науки в противовес кропотливой работе с пациентами-людьми, требующей массу терпения и умения.
Наша организация занимается проблемой замены подопытных животных гуманными альтернативами уже 15 лет, за это время мы перевели много интересных материалов об истории медицины, которые представили совершенно иную (по сравнению с традиционной) картину научного прогресса, никак не связанного с экспериментами на животных. В первую очередь я рекомендовала бы две книги доктора медицины Роберта Шарпа «Жестокий обман» и «Наука проходит испытания», книгу историка медицины Ганса Рюша «Тысяча врачей мира против экспериментов на животных», с которыми можно ознакомиться на нашем сайте, а также фильм «Виты» «Подопытная парадигма».
В настоящее время мы готовим к изданию на сайте еще одну книгу Ганса Рюша «Убийство невинных», в которой приводятся очень интересные факты об особенностях личности известных экспериментаторов на животных. Так, например, Клод Бернар, перегревавший животных в печах, в школьные годы учился крайне плохо, затем безуспешно пытался снискать себе славу на литературным поприще, затем на медицинском, но, будучи абсолютной посредственностью, никак не мог привлечь внимания к своей персоне. Не испытывая ни малейшего интереса к медицине, Бернар оживлялся только во время наблюдений за страданиями подопытных животных на операционном столе, чему впоследствии он решил посвятить всю свою жизнь, подвергнув тысячи животных жесточайшим испытаниям, ни одно из которых его современники не смогли назвать необходимым или оправданным.
Что касается наших дней, то сегодня эксперименты на животных осуждаются уже не с точки зрения этики, как это было в 19 веке, а с позиции науки, потому что как никогда остро встал вопрос о неправомерности переноса данных с животных на человека в силу совершенно разной физиологии организмов.
На эту же тему я хочу привести слова директора Национального института рака в Америке (National Cancer Institute), доктора Ричард Клаузнер: "История исследования раковых заболеваний - это история лечения мышей от рака… Уже несколько десятилетий мы вылечиваем мышей от рака - и это попросту не работает на людях." Эту цитату, кстати, я взяла из интервью «Виты» с семейной четой Гельфанд – известного математика Израиля Гельфанда и его жены - биолога Татьяны. Чета Гельфанд всегда активно протестовала против экспериментов на животных, и первая выступила в поддержку студента МГУ, который был отчислен по причине отказа участвовать в жестоком опыте над лягушкой.
– Как обучают будущих ветеринаров во многих российских вузах сейчас?К сожалению, Россия сильно отстает в вопросах гуманизации образования от западных стран, где большинство студенческих опытов давно заменены альтернативными моделями, а студенты имеют право получать образование без участия в опытах. В ветеринарных вузах России обучение, по-прежнему, крайне жестоко. Студенты жалуются и на жестокое отношение к животным в сельском хозяйстве (кастрация без обезболивания, усыпление курареподобными препаратами на зверофермах и т.д.), и, конечно, на жестокие опыты. Так, во многих вузах России до сих пор в ходу практика заставлять студентов отлавливать и доставлять на лабораторные занятия бездомных животных. Радует одно: сознательный протест студентов против жестокости набирает обороты из года в год. Так, например, несколько лет назад две студентки ветеринарного отделения Дальневосточного университета наотрез отказались приносить на лабораторные занятия бездомных кошек и собак, собрали подписи студентов под протестом, провели пресс-конференцию, призвали прессу и даже приехали в Москву для участия в посвященной этой теме программе. Они рассказали о том, что животные использовались на лабораторных занятиях для проведения трахеотомии, после чего просто выбрасывались на улицу.
Минсельхоз только недавно утвердил список негуманных (без обезболивания) опытов подлежащих замене или изъятию из учебных программ. В указанном перечне - вызывание травматического шока у животных, пропускание тока через животное, перегрев животного в термостате, охлаждение животных до наступления их гибели, перерезка шейного симпатического нерва, раздражение конца седалищного нерва, анемия головного мозга, вызывание отека легких у животного, вызывание асфиксии различными путями, введение скипидара под кожу, обезвоживание организма, трепанация черепа, инъекция в почку и др. жесточайшие опыты.
Однако, документ носит рекомендательный характер, поэтому на деле жестокие опыты продолжаются и по сегодняшний день, о чем мы узнаем и во время ветеринарных конгрессов, во время поездок по вузам, а также от студентов, с которыми постоянно общаемся.
Несколько лет постоянной работы понадобилось нам для того, чтобы первые вузы России отказались от опытов на животных и убедились в преимуществах предложенных им альтернатив. Мы вели переговоры с директорами институтов, проводили пресс-конференции, выступления в аудиториях, высылали модели на апробацию. В настоящее время 11 российских вузов уже перешли на гуманные формы обучения студентов, в Украине – 21 вуз, в Беларуси – 2 вуза. Кроме того, десятки вузов в России находятся в стадии «разработки», т.е. взяли альтернативные модели на апробацию.
– Что предпочтительнее для студентов: ставить опыты над живыми существами или же обучаться по альтернативным методикам? Поскольку речь идет о подготовке специалистов гуманных профессий, то ответ очевиден: предпочтительней гуманные альтернативы, т.к. они дают возможность будущему врачу (ветврачу) получить профессиональные навыки, не лишая его самого главного качества для врача - сострадания. Соцопросы, проведенные в различных странах мира, показали, что более 80% студентов не хотят причинять страдания животным во время учебного процесса и выступают за гуманные альтернативы.
Специальные исследования показали, что большинство современных альтернатив способствуют обучению и получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше, чем эксперименты на животных. Альтернативы имеют очевидные преимущества: они интересны, легко запоминаются и позволяют студентам тренироваться бесчисленное количество раз до появления чувства полной уверенности и, наконец, они способствуют более здоровой психологической обстановке в аудитории. Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время как при использовании, например, компьютерной программы, студент может повторить опыт несколько раз и при самых различных условиях. Альтернативные методы экономичны, в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных животных могут быть весьма значительными.
Поэтапная работа с муляжами и манекенами, затем с компьютерными программами и видеофильмами, затем с трупами из этичных источников, и, наконец, клиническая практика (ассистирование во время операций опытным специалистам) - такой подход рождает чувство ответственности за живое существо, что крайне важно для будущего врача.
В Санкт-Петербургской ветакадемии, где уже в течение нескольких лет подготовка студентов ведется по гуманной программе, преподаватели провели специальную работу, изучая все аспекты внедрения инноваций в учебный процесс. Они очень положительно отзываются о работе студентов с альтернативами и даже разработали методические указания по их внедрению в российские вузы. Проведенный анонимный соцопрос среди студентов также выявил их положительные отзывы о работе с альтернативами, успеваемость в группах повысилась. Приведу конкретный пример. Ранее на кафедре фармакологии студентам раздавали крыс или кроликов из расчета 1 животное на 4 студента. Как правило, манипуляции над животными (введение инъекций различных препаратов) проводил один из студентов, трое остальных наблюдали, и не всегда внимательно. В данном случае задача фармаколога – научиться распознавать различные стадии действия препарата. В случае, если какой-то момент студентом был упущен, постановка опыта на животном не дает возможности воспроизвести его снова (или для этого понадобятся гигантские количества животных). Компьютерная программа же дает возможность выбрать препарат, лабораторное животное, вводимую дозу и наблюдать по фазам за виртуальным животным на экране. Что-то непонятно – остановил компьютер, вернулся, пересмотрел. Таким образом, будущий врач имеет возможность многократно практиковаться и обретать знания. Думать и анализировать – самая важная задача для врача, потому что ему нужно уметь грамотно поставить диагноз и разработать курс лечения, а просто сделать укол или поставить катетер – это задача для выпускников училищ.
Я очень рекомендую посмотреть всем желающим наш фильм «Гуманное образование в странах СНГ», где российские, белорусские и украинские вузы делятся своим опытом внедрения альтернатив.
– Как вы считаете, есть ли связь между так называемым бездушием и цинизмом врачей (в чем порой упрекают медиков) и необходимостью умерщвлять животных в процессе обучения?Связь самая прямая. Региональный представитель ИнтерНИЧ в России (всемирной организации, специализирующейся на замене опытов на животных в учебном процессе) Елена Маруева, анализируя свой личный опыт получения ветеринарного образования в России, называет две причины бездушия ветврачей – жестокие опыты на животных во время обучения и утилитарный подход в отношении т.н. продуктивных животных, к работе с которыми в основном и готовят студентов ветеринарного профиля. («Хочешь лечить – учись убивать?»). В процессе обучения студенты приучаются рассматривать коров, кур, свиней в основном только с точки зрения выгоды, которую они приносят человеку. С ними учат обращаться как с машинами для получения продуктов питания – молока, яиц, мяса и др.
Известный психиатр Сергей Ениколопов в интервью «Вите» для фильма «Гуманное образование в странах СНГ» сказал следующее: «С одной стороны, во врачи, в ветеринары идут люди, которые хотят помогать людям, животным, спасать их. В процессе обучения их вынуждают ставить всё более и более жёсткие опыты. Постоянное наблюдение за жестоким поведением создаёт некое привыкание, такую десенсибилизацию: человек начинает спокойнее относиться к окружающей его жестокости и насилию, и со своей стороны становится более жестоким. Участие же в жестоких действиях, в т.ч. и в жестоких экспериментах, конечно же, сильно сказывается на психике, и человек, либо, для самосохранения, должен относиться к этому спокойно, отчасти цинично, и не реагировать на страдания других живых существ, либо должен покинуть профессию. Безусловно, в этом и есть основной парадокс».
Тема жестоких опытов в учебном процессе на самом деле гораздо шире, чем многие люди себе это представляют. И вопрос даже не в том, что речь идет о подготовке представителей гуманных профессий — врачей и ветврачей, чья жестокость ударит по нам самим. Очевидно, что в принципе нездоро?во то общество, где лабораторный практикум по физиологии начинается со слов «тиски на голове животного сжимаются до появления характерного хруста…», а студенты, подавив в себе муки совести, молча наблюдают за страданиями животного и смиряются с утвержденными нормами.
Сегодня наметились совершенно другие тенденции. Мы являемся свидетелями уникальных событий – формирования нового сознания общества. Стремительное развитие мирового студенческого движения против опытов на животных показывает, что людей сопереживающих, людей, уважающих жизнь других существ, становится на нашей планете все больше и больше. А это значит, что у нашей цивилизации есть будущее.
– Что является альтернативой опытам на животных при изучении хирургии, терапии и других дисциплин?На сегодняшний день учёными разработано несколько десятков тысяч альтернатив к экспериментам на животных в учебном процессе и работа в этом направлении продолжается.
Альтернативы – это трехмерные модели и манекены, динамические симуляторы, муляжи, компьютерные программы, видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных из этичных источников, а также клиническая практика.
Полученными из этических источников считаются трупы или ткани животных, умерших естественной смертью или вследствие несчастных случаев, а также в результате эвтаназии по причине смертельного заболевания. За рубежом многие ветеринарные клиники и владельцы животных передают трупы животных в медико-биологические и ветеринарные учебные заведения, обеспечивая, таким образом, гуманное обучение студентов при изучении анатомии, зоологии и хирургии.
Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов.
Самый наглядный вид альтернатив студенческим опытам – муляжи, модели, манекены, тренажёры. Многообразие существующих хирургических тренажеров включает в себя: модели кожи, внутренних органов и конечностей. Эти модели предоставляют студентам возможность овладеть такими основными навыками, как координация глаза и руки, использование инструментов и техника наложения швов.
Более сложные разработки представляют собой манекены, используемые для овладения навыками внутривенных инъекций, интубации и катетеризации животных, а также торакоцентеза и реанимации животных.
Так, например, муляж желудка собаки, заполненный глицерином, даёт возможность попрактиковаться в разрезании и сшивании ткани желудка. Муляж кожи позволяет научиться делать подкожные и внутримышечные инъекции. Пластиковый муляж крысы «Кокен-рэт» учит студентов правильно делать инъекции в хвостовую вену, проводить интубацию. Поливинилхлоридный муляж крысы «Пи-Ви-Си-рэт» позволяет отработать микрохирургические навыки, например, сшивание почечных вен и артерий.
У российских студентов самыми популярными оказались муляжи собаки Джерри и кошки Флаффи. Эти муляжи создавались для тренировки оказания первой медицинской помощи животным и отработки множества различных терапевтических процедур; они активно используются в ветеринарных ВУЗах по всему миру. На Джерри можно отработать такие навыки, как искусственное дыхание, массаж сердца, накладывание шин и повязок, прощупывание пульса, взятие крови, внутривенные инъекции, торакоцентез, интубация трахеи, остеосинтез. Но главное преимущество Джерри – это симулятор сердечных и дыхательных шумов. Студент может выбрать и послушать любой тип патологического дыхания, например, трахеальное или везикулярное.
Ещё одно уникальное изобретение австрийских хирургов, которое сегодня внедрено в российский учебный процесс - хирургический тренажёр «П.О.П.-трэйнер», созданный для отработки эндоскопических навыков. В тренажёр помещают орган или систему органов от этично полученного трупа животного. Артерии органа, предварительно катетеризированные, соединяют с трубкой внутри тренажёра. Насос качает окрашенную в красный цвет жидкость внутрь органа. Тренажёр накрывают специальной тканью, имитирующей брюшную стенку, через разрезы в которой вводятся эндоскопические инструменты.
Другой вид альтернатив - компьютерные программы - широко используется во многих университетах мира.
Высококачественное программное обеспечение стало доступным с середины 1990-х гг. Компьютерные программы позволяют провести виртуальное рассечение животных при изучении анатомии или смоделировать эксперименты в виртуальной лаборатории. Например, программы по фармакологии дают студентам возможность изучить воздействие на животных различных групп химических веществ. При этом, для проверки правильности действий студента существует многоуровневая система контроля, а экзамен по окончанию курса позволяет преподавателю и студенту объективно оценить полученные знания.
Видеофильмы. С их помощью студенты могут посмотреть многие демонстрационные эксперименты, операции, симптомы заболеваний. Профессионально выполненное на экране препарирование зачастую может дать больше знаний, чем вскрытия, выполненные самими студентами. В том случае, когда помимо видеофильмов студентам необходимо приобрести практические навыки по препарированию, например, при изучении анатомии, они могут использовать трупы и ткани животных, полученные из этичных источников. В Томском сельскохозяйственном институте с помощью видеофильмов удалось заменить опыты по препарированию млекопитающих, птиц и рыб, а в Украине, в Харьковском национальном университете имени Каразина – опыты на лягушках.
Часть экспериментов студенты могут проводить на себе, как, например, изучение воздействия на организм кофе, чая, диуретиков, алкоголя, а также измерения давления, изучение скорости проводимости нерва, замеров крови и т.д.
Спектр сегодняшних альтернатив продолжает расширяться с каждым днём. Сегодня разработчики альтернатив, большинство из которых практикующие преподаватели, работают над созданием моделей виртуальной реальности, позволяющих студентам ощущать тактильные прикосновения, реальные запахи, звуки. Такие модели уже используются в международных хирургических тренировочных центрах.
– Насколько альтернативные формы обучения доступны в вузах России?Абсолютно доступны, было бы желание самих вузов! Внедрением гуманных альтернатив опытам на животных в вузах в РФ занимается наша организация в содружестве с международным сообществом за гуманное образование ИнтерНИЧ. Все внедренные на сегодняшний день в российские вузы альтернативы (всего 11 вузов) были предоставлены вузам БЕСПЛАТНО.
ИнтерНИЧ открыл «библиотеку альтернатив», из которой все желающие могут брать на временное пользование различные альтернативы, заменяющие опыты на животных – компьютерные программы, муляжи, видеофильмы и т.д. В 2002 году первая «библиотека альтернатив», включающая несколько десятков наименований, была открыта в России и на Украине. Со списком альтернатив можно ознакомится на сайте Виты.
Международная сеть за гуманное образование ИнтерНИЧ и организация Proefdiervrij учредили ежегодный грант на гуманизацию образования. Сумма в размере 20.000 евро распределяется между преподавателями и студентами, которые предложат самый эффективный проект по замене подопытных животных в учебном процессе, включая покупку оборудования, компьютерных программ, манекенов и других альтернатив к экспериментам на животных; а также создание новых альтернативных технологий. Об условиях подачи заявок на грант вы можете ознакомиться на сайте Центра «Вита»: vita.org.ru и сайте ИнтерНИЧ:
http://www.interniche.org/Одно из наших достижений в деле гуманизации образования – создание русскоязычных программ по физиологии и фармакологии – «Виртуальная физиология» и «ЭксФарм». Огромное достоинство этих программ в том, что они бесплатны и могут свободно тиражироваться.
В помощь студентам медико-биологических и ветеринарных факультетов мы выпустили сборник "Нужны ли опыты на животных в учебном процессе?" В брошюре собраны истории студентов разных стран, получивших образование без участия в опытах, а также доклады преподавателей и специалистов, внедряющих альтернативные методы.
Для того, чтобы стимулировать переход вузов на гуманные методы обучения организации по защите животных учредили в 2007 г. специальный приз – скульптуру «Бронзовая лягушка» благотворительной работы известного российского скульптора Александра Цигаля. Презентация приза для самого гуманного вуза России состоялась на открытии 15 юбилейного Ветконгресса в киноконцертном зале «Измайлово».
Этот приз учреждён пятью организациями: Центром защиты прав животных "Вита", Международным сообществом за гуманное образование ИнтерНИЧ, Ассоциацией практикующих ветеринарных врачей России, Международной Ассоциацией против болезненных экспериментов на животных IAAPEA (консультативный орган при ООН) и Комитетом по этике взаимоотношений человека и животных при РАН.
Титула «Самый гуманный вуз России» на сегодняшний день удостоились 2 вуза – Санкт-Петербургская ветакадемия и Великолукская сельхозакадемия, которые провели самую большую работу по внедрению альтернатив.
– Психологическая подготовка в работе с живым существом – важная составляющая процесса обучения. Считаете ли вы важной именно моральную подготовку будущего ветврача к сложным манипуляциям с живым организмом?Да, конечно. На начальных этапах в этом очень помогают именно альтернативные модели – манекены и муляжи. Так, например, муляж крысы «Кокен-Рет» учит студентов правильно брать крысу для проведения интубации и инъекций, чтобы не в дальнейшем минимально травмировать животное психологически. Когда у них появится чувство полной уверенности, они гораздо спокойнее смогут общаться с животными-пациентами. И, конечно, клиническая практика.
– Какова роль клинической практики в образовании будущих ветврачей?Клиническая практика – это самый последний и самый важный этап гуманного альтернативного образования. К этому этапу студенты уже подходят подготовленными, получив всевозможные навыки на манекенах и муляжах, компьютерных программах и оперировании на трупах из этичных источников.
При многих университетах мира сегодня функционируют ветклиники, заменившие виварии. То есть вместо того, чтобы убивать здоровых животных, студенты помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь.
Клиническая практика во время обучения распространена во многих учебных заведениях мира. Например, в Великобритании изучение хирургии в ветеринарных вузах традиционно проводилось таким путем, без опытов на животных.
Клиническая практика и оперирование трупов животных, полученных из этичных источников, сводят на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно с альтернативами студент не получит практического опыта.
– Имеют ли возможность студенты – будущие ветврачи – ассистировать на операциях, вести прием?За рубежом – это обычная практика, в России пока некоторые вузы по своей инициативе так организовали учебный процесс. Например, Великолукская сельхозакадемия, которая переоборудовала виварий в ветклинику, где студенты имеют возможность постоянного наблюдения за работой опытных специалистов, постепенно включаясь в процесс.
– Информируют ли владельцев животных о том, что их питомцев будут оперировать студенты или молодые врачи? Если да, то как к этому относятся хозяева животных?Во всем мире это нормальная практика, и хозяева к этому относятся спокойно. Ведь студенты работают под контролем специалистов, а самостоятельно начинают оперировать уже с достаточно накопленным багажом опыта.
В России среди обывателей часто бытует миф, что самое большое доверие вызывает врач, который «набил руку в опытах на животных». В реальности все обстоит с точностью до наоборот. Я бы с большим недоверием относилась к врачам, которые в процессе обучения участвовали в жестоких опытах на животных, потому что это формирует совершенно иное, абсолютно безответственное отношение к пациенту.
В мире уже не одно поколение специалистов получили образование гуманным путем, показав в дальнейшем очень высокий уровень профессионализма.
– Практически при каждом сельскохозяйственном вузе раньше была своя миниферма, где преподаватели могли на живом примере научить студентов осматривать животных и т. п. При должном уходе, кормлении, выгуле такой подход к обучению гуманен?Подход может быть гуманен только в том случае, если проводимые в отношении животного процедуры обусловлены помощью животному и заботе о его здоровье. Если же на животном, которое и так обречено на убой, проводятся травмирующие его манипуляции, при этом проводятся целой группой, такие как всевозможные инъекции, установка зонда в пищевод, ректальные исследования (осмотр прямой кишки или влагалища), то этот подход однозначно жесток.
– Опишите идеальные, на ваш взгляд, условия для обучения студентов сельскохозяйственных вузов, ветеринарных факультетов.Для идеальных условий обучения студентов ветеринарного профиля в России сегодня требуется комплексная реформа ветеринарного образования. Процесс подготовки студентов по гуманной программе включает несколько этапов. Первый этап – получение всевозможных практических навыков на муляжах, манекенах, симуляторах. Второй этап – обучение при помощи компьютерных программ и видеофильмов (например, курс фармакологии), далее – оперирование на трупах из этичных источников (вуз должен договориться о поставке таких животных), и, наконец, клиническая практика или ассистирование в клиниках опытным специалистам, постепенное включение в работу. На этом этапе важно организовать учебный процесс так, чтобы при вузах работали ветеринарные клиники и студенты присутствовали на операциях небольшими группами, каждый имел возможность наблюдения за процессом и ассистирования.
19 сентября 2011
Журнал «Ветеринарная клиника», сентябрь, 2011
Постоянная ссылка на статью
http://www.vita.org.ru/exper/interview-irina-vetklinika.htm